Рецензия на фильм «Паста в пустыне»
Капрал Армандо Малапага – член воинского подразделения, дислоцирующегося на аванпосте с кодовым названием «Подсолнух» в зоне боевых действий, ведущихся в ливийской пустыне. Солдат находится в бодром расположении духа, потому что у него есть лицензия на краткосрочный отпуск в Италии...
«Паста в пустыне» – одна из последних лент Карло Людовика Брагалья, который стал снимать фильмы ещё в начале 1930-х гг., быстро войдя в число мастеров комедийного жанра. Собственно, «Паста» тоже классифицируется как комедия, но на деле она вряд ли может быть названа таковой на 100%.
Капрал с радостью отправляется в путь на родину, но его ждёт большое разочарование. Англичане начинают крупную боевую операцию, а потому лицензия на отпуск временно аннулируется и Малапаге предписано вернуться на место службы. Но Малапага принимает решение любой ценой попасть домой, считая, что разгорающееся сражение итало-германскими войсками будет проиграно. Поэтому он игнорирует приказ командования и на ветхом грузовичке с надписью «Butta la pasta» («бросай макароны», что означает «я буду дома к обеду»), отправляется в полный опасностей вояж.
Военные фильмы – весьма специфическая продукция, требующая очень больших затрат для воссоздания на экране масштабных боевых сцен. У Брагальи, разумеется, таких бюджетов не было, а посему он должен был как-то выкручиваться с тем, что имелось в наличии. Ставка им была сделана не на демонстрацию боёв, а на показ психологии людей, оказавшихся погружёнными в хаос войны.
Главного героя нельзя назвать трусом, скорее наоборот: например, он в одиночку действует против вражеского танка, подрывая его гранатой (на деле оказывается, что танк был итальянским, но из-за нерасторопности одного из членов экипажа национальный флаг не был установлен на корпусе), но он настолько устал, что не может думать о чём-либо кроме отпуска. Для того, чтобы получить подтверждение лицензии, Малапага идёт на всё, вплоть до попытки выдать письма усопшей матери сослуживца-майора за свои, надеясь разжалобить старшего офицера штаба, в чьей компетенции находится вопрос увольнений.
Во время своих блужданий по пустыне Малапага сталкивается с самыми разными людьми, которых объединяет стремление выжить. Так, семья колонистов (отец, мать и дочь) имела небольшое хозяйство, кое было приведено в упадок бомбардировками англичан и теперь они вынуждены бежать вместе с последним, что у них осталось: четырьмя свиньями. Другой колонист, Францетти, чувствовал себя вполне вольготно, промышляя тёмными делами, позволившими ему скопить немало имущества, но в один день всё пошло прахом из-за нападения на его «склад» толпы обездоленных соотечественников. Вместе с Малапагой и его товарищами по оружию в грузовике едет раненый абориген, а в какой-то момент к ним присоединяется недавно прибывший на фронт ополченец – фанатичный чернорубашечник, ненавидящий пораженцев и готовый драться с врагом до конца. Приехавшие на гастроли для военных комик и певичка стараются выбить себе условия получше, а пышногрудая поселенка Иоланда находит утешение в любовных романах.
Выше уже говорилось о том, что данный фильм практически везде проходит как комедия, а комедии, как известно, должны веселить. Но веселья тут очень мало, собственно, уместно даже говорить не о юморе, а о лёгком, шутливом тоне, который временами появляется в первой половине «Пасты». На втором отрезке этот тон исчезает без следа, уступая место трагизму и ужасам войны: массовым разрушениям, нервным срывам, гибели и ранениям людей (в том числе и гражданских).
Сценарий, написанный командой Джузеппе Берто, Алессандро Континенцы и Джорджио Арлорио, внятен, что обеспечивает хороший ритм и отсутствие «холостого хода». Съёмки проходили в Северной Африке (в начальных титрах продюсеры благодарят власти тогда ещё монархической Ливии за предоставление доступа в места, которые были ареной боёв во время последней мировой войны), что создаёт аутентичную рассказываемой истории атмосферу, окаймлённую приятными мелодиями Карло Рустикелли.
Главную роль сыграл не самый известный Венантино Венантини, эффектно смотрятся на экране Джованна Ралли и Анджела Луче.
«Паста в пустыне» – практически полностью преданый забвению итальянский фильм, за который возьмётся только крайне ограниченная аудитория: приверженцы аппенинского кинематографа, избороздившие его просторы вдоль и поперёк.