Рецензия на фильм «Жестокая ночь»
Мексиканское кино 1960-х – 1970-х редко выходило на границы родной страны (за исключением фильмов о Санто и ряда известных всему миру работ), но местные кинематографисты были в тренде и снимали фильмы самых разных жанров, словно ориентируясь на международные тренды в кино. Одним из таких неизвестных миру режиссёров был Хосе Мария Фернандез Унсэйн, который снял немало картин, не получивших международного проката, но представляющих интерес для любителей weird cinema. В 1970-м году он выпускает на экраны триллер под интригующим названием «Жестокая ночь»…
В прологе нам показывают главного героя (Энрике Лизарде), который весь в крови и с ножом в руках спасается от преследования. Ночью он забирается в уединенную виллу, единственными обитателями которой оказываются уже немолодой владелец и его молодая глухонемая жена (Жаклин Андере). В схватке он серьезно ранит владельца и, думая, что тот мертв, выносит его тело в сад. Остальная часть фильма демонстрирует зрителю пребывание убийцы в доме и его странные взаимоотношения с женой хозяина, у которой начинается Стокгольмский синдром…
Картина начинается очень динамично и, возможно, обманет ожидания некоторых зрителей, которые понадеются увидеть жестокий маньяный триллер. На деле же это неторопливое атмосферное психологическое кино, в котором авторы будут скрупулезно препарировать характеры главных героев и их поведение в разных ситуациях.
Практически всё действие фильма происходит в стенах старинной виллы, где прячется главный герой в надежде, что снаружи всё утихнет и он сумеет бежать. После схватки с хозяином он поначалу настороженно и порой жестоко обходится с девушкой, но постепенно их отношения налаживаются и он рассказывает ей о своей жизни и о том, почему встал на путь убийства. Тут зритель узнает, что на самом деле этот человек – всего лишь жертва обстоятельств, а не матерый маньяк и преступник, но теперь его судьба предрешена и единственным спасением от тюрьмы является побег как можно дальше и поиск надежного укрытия. Сама же девушка тоже постепенно становится более дружелюбной, но не оставляет попытки убить его или хотя бы сбежать. Она периодически в ожидании удачного момента носит с собой ножницы и даже прячет их у кровати, на случай если ей придется оказаться в ней с незваным гостем, но постепенно её разумом начинает овладевать Стокгольмский синдром и события приобретают необычный поворот. Финал картины, не сказать, чтобы неожиданный, а скорее, закономерный.
Картина получилась очень медленная, с минимумом диалогов, ибо один из персонажей – глухонемой. Поэтому большую часть экранного времени говорит непрошенный гость. Не впасть в скуку позволяет медленно нагнетаемое напряжение: путем намеков и мелких попыток спасти себя со стороны девушки авторы держат интригу и заставляют зрителя гадать, чем же закончится эта история. Но в то же время фильму всё же не хватает немного действия, правда, тут на помощь приходит короткая продолжительность (80мин), которая частично нивелирует этот недостаток.
На главные роли были приглашены известные местным зрителям актёры. Энрике Лизарде хорошо смотрится в роли незваного гостя и отлично передает характер человека, ставшего заложником судьбы. Главная женская роль досталась супруге режиссёра и достаточно известной даже за пределами страны актрисе Жаклин Андере. За весь фильм она не проронит ни слова, но зато поучаствует в сцене с обнаженкой.
«Ночь насилия» – не самое подходящее название для такого фильма. Оно настраивает зрителя совсем на другой лад, в результате чего картина может вызвать разочарование. Объективно это не шедевр, но достаточно крепкая работа, которую можно рекомендовать к просмотру любителям старого забытого кино и в особенности мексиканского производства…