Рецензия на фильм «Порочность»
Через два года после своего дебютного триллера «Страх» (Paura, 1972), о котором на момент написания этой рецензии ровным счётом ничего неизвестно, безвестный режиссёр Луиджи Руссо снимает эротическую драму под странным названием «Порочность». Я сознательно перевел название Morbosità именно как «Порочность» (а не «Болезненность», что было бы правильнее), ибо в картине обличается безнадежно больное общество и отдельные его представители, погрязшие в пороке лжи и бесчестии…
Молодой архитектор Алессандро (Джанни Маккья) живет с богатой женщиной по имени Джулия (Ева Шемериз), которая получила наследство от отца и теперь может ни в чём себе не отказывать. Она водит знакомства с разными высокопоставленными чиновниками и бизнесменами, часть из которых в своё время работала с её отцом. Но не просто водит, а спит с ними ради определенных услуг. В одном случае она хочет, чтобы они помогли Алессандро сделать хорошую карьеру, а в другом пытается добиться через них изменения плана застройки, по которому новое шоссе будет проходить недалеко от её фамильного имения. И вот в один день в и без того странную жизнь этой пары вторгается сестра Джулии Анна (Дженни Тамбури). Поначалу она кажется скромной девушкой, несведущей о пороках своей родственницы и этого мира в целом… Но после изнасилования на одной из вечеринок тремя престарелыми друзьями Джулии она начинает свою загадочную партию, которая многое перевернет в жизнях большинства главных героев…
Начиная смотреть этот фильм, я был уверен, что Луиджи Руссо снял очередное sexploitation кино с какими-нибудь перверсиями и странностями, но на деле «Порочность» оказалась ответом на фильмы коллег по цеху, вроде Дамиано Дамиани, обличающие коррупцию, бесчестие и срастание крупного бизнеса и власти. Только показано всё это в более эротическом, более минималистичном и приземленном ключе…
Поначалу авторы знакомят зрителя с главными героями. Алессандро безуспешно пытается построить карьеру архитектора, но максимум на что может рассчитывать – мелкие проекты зданий для рабочего класса, насчёт которых у начальства к нему тоже имеются претензии, ибо желая нечто большего в жизни, он пытается украшать их и сделать лучше. Джулия, скорее всего, страдает нимфоманией, ибо не слезает со своего кавалера, параллельно ложась под влиятельных людей и делая любые вещи, чтобы добиться от них преференций. Но делает она это не столько из-за желания помочь Алессандро, сколько, по её же словам, из-за того, что не сможет жить с бедным архитектором. На работе у Алессандро также царит похоть и разврат. Что же касается его самого, то тут авторы мелкими штрихами, очень медленно начинают показывать его истинное отношение к творящимся вокруг делам. Сначала он отшивает фигуристую секретаршу, которая недвусмысленно намекает, что готова спать с ним, а затем говорит Анне, что сожалеет о том, что стал невольным соучастником сокрытия факта её изнасилования (во имя очередных преференций от власть имущих), а позже признается в любви. Анна же, поначалу казавшаяся скромной и ранимой девушкой, задумывает месть своим обидчикам и даже начинает приводить её в исполнение, но впоследствии сюжет делает крутой поворот, который быстро приведет к закономерному финалу – финалу, смысл которого можно резюмировать как «этим миром правит бесчестие, власть, деньги и порок».
Глянув на обложку и название фильма, многие могут подумать, что их ожидает фильм с обилием эротических сцен и различных перверсий, но как вы уже поняли из сюжета, картина совсем не об этом, но всё же содержит ряд сцен с обнаженкой. В большинстве из них задействована Ева Шемериз и сняты они в меру откровенно, не предлагая любителям эротики ровным счётом ничего нового. Они лишь служат иллюстрацией сущности некоторых персонажей. Сцена изнасилования Анны снята очень целомудренно и, я бы даже сказал, схематично – никакой обнаженки в этом моменте не будет, ибо здесь важна именно эмоциональная составляющая и последующие за этим события. Но в других сценах Анна всё же снимет с себя одежду, хотя это и будут совсем мимолетные мгновения, не несущие особой смысловой нагрузки, но способные привлечь дополнительных зрителей в кинотеатры.
Картина снималась в городе Модена, и авторы не раз будут снимать сцены на его улицах, показав уникальные моменты жизни тех лет. Герои будут жить в роскошных особняках и ездить на дорогих спортивных машинах, а музыка Берто Пизано удачно подчеркивает нужные моменты и создает приятную «вязкую» атмосферу, быстро увлекающую зрителя в своё лоно. Одну из мелодий, звучащих в этом фильме, можно было услышать в том же 1974-м году в телевизионном сериале-триллере «Я повстречался с тенью» (Ho incontro a un ombra), показанным по итальянскому телевидению несколькими месяцами ранее.
На главные роли были приглашены известные любителям итальянского кино актёры. Джанни Маккья, на мой взгляд, отлично смотрится на экране. Некоторые упрекают его в недостаточно хорошей передаче характера главного героя, но мне кажется, что такова была задумка авторов. Человек хотел построить карьеру и долгое время держал свои эмоции в себе, чтобы всё не испортить. Ева Шемериз не нуждается в представлении и является его экранной любовницей, а Дженни Тамбури выглядит очень мило с такой прической и в таких нарядах. Трех власть имущих сыграли Эоло Каприти, Энцо Либерти и Альдо Буфи Ланди, чья фильмография простирается аж до 1940-х годов.
«Порочность» – очень удачная критика людских пороков, не потерявшая своей актуальности и в наши дни. Алчность, подхалимство, конформизм, предательство одних порождают власть и безнаказанность других и вместе они составляют «порочное, больное общество», которое удачно характеризует название этого фильма.