Загадочный мистер Ван Эйк
Оригинальное название: El misterioso señor Van Eyck, Il misterioso signor Van Eyck, The Mysterious Mr. Van Eyck.
Производство: Испания-Италия 1966г.
Режиссёр: Агустин Наварро.
В ролях: Эспартако Сантони, Тере Веласкес, Франко Фабрици, Массимо Джиротти, Эмилио Гутьеррез Кабо, Риккардо Лилло.
Рецензия на фильм «Загадочный мистер Ван Эйк»
Пару лет назад мне довелось посмотреть ранний итало-испанский вестерн «Мститель из Канзас-Сити» (Cuatro balazos, 1964), снятый Агустином Наварро, основной специализацией которого были комедии для внутреннего рынка (в одной из них, к слову, был задействован тогда совсем молодой Карлос Ларраньяга, тот самый обаятельный пройдоха и донжуан Адольфо Сегуро из суперхита «Дежурная аптека», неоднократно показывавшегося в России). Фильм произвёл положительное впечатление своей необычностью: вместо второсортного подражания американцам режиссёр выдал самобытную картину, представлявшую собой смесь хорс-оперы с только зарождавшимся в то время жанром джалло. Оказалось, что в фильмографии Наварро есть ещё один занимательный «экспонат» - «Загадочный господин Ван Эйк» (Il misterioso signor Van Eyck).
Даниэль и Санти - моряки, работающие на яхте «Фигаро Шестой», принадлежащей состоятельному бизнесмену. Молодые люди рассчитывали на круиз по Средиземному морю, но владелец судна, срочно вызванный по делам в США, приказывает вернуться в порт приписки. Однажды на «Фигаро» появляется красотка, представляющаяся Кристиной Ван Эйк, и интересуется, возможно ли ей вместе с мужем Чарльзом попасть в Калаонду. Оказавшийся на яхте Даниэль даёт девушке положительный ответ, что становится прологом к ряду роковых событий...
В «Загадочном господине...» всего несколько действующих лиц, что говорит о крошечном бюджете; историю и сценарий написал Хуан Мигель Ламет, который, по сути, был в данном деле новичком, имея в активе лишь одну работу такого рода; жанр фильма (триллер) был не совсем профильным для режиссёра, но, несмотря на всё это, ему удалось снять очень достойное кино.
Напарники разочарованы сорвавшимся путешествием, но если Санти готов смириться с необходимостью заниматься рутинной работой с яхтой в ожидании возвращения её хозяина, то Даниэль хочет хоть как-то компенсировать неудачу. Он начинает с употребления виски и сигар своего босса, а, встретив Кристину, искавшую возможность поехать с супругом в Калаонду, выдаёт себя за владельца судна и говорит девушке «да». Такой поступок вызывает испуг у Санти, справедливо считающего, что это может обернуться проблемами, но дерзкий Даниэль продолжает свою линию. Вскоре «Фигаро» отправляется в путешествие, в ходе которого Даниэль замечает ряд странностей в поведении пары: Чарльз постоянно изучает морскую карту, что-то высчитывая; жена спит отдельно от мужа и однажды пытается украсть эту самую карту; между супругами ощущается плохо скрытая враждебность. Когда Чарльз возвращается с другим баллоном после погружения, Даниэль понимает, что рассказы Ван Эйка о его большой любви к дайвингу - фикция, скрывающая какую-то тайну.
В фильме нет практически ничего лишнего: ни «пустых» сцен, ни таких же диалогов. События, описанные в предыдущем абзаце, занимают первые 40 минут и заканчиваются, так сказать, взаимным разоблачением: Ван Эйк узнаёт, что Даниэль никакой не хозяин яхты, а обычный моряк; Даниелю же становится известно, что Чарльз - отпетый негодяй, а Кристина была ему не женой, а практически рабыней, которую он удерживал при себе угрозой дать ход делу о подделке ею его подписи на чеке несколько лет назад. На момент получения Даниэлем этих сведений он оказывается невольным убийцей Чарльза во вспыхнувшей потасовке. Но именно теперь перед мужчиной открываются большие перспективы: начать любовный роман с очень нравящейся ему Кристиной и совместно с ней стать богачом, для чего требуется не так уж и много - отыскать сокровища, спрятанные покойным где-то в море. Собственно, этим самым поискам и посвящена вторая часть картины, проходящая в условиях постоянного нагнетания напряжения, ибо задача, которую пытаются решить Даниэль и Кристина, оказывается не такой уж простой. Очень интересен финал, который никак нельзя назвать тривиальным.
Действие ленты полностью происходит на яхте, что позволило режиссёру создать неповторимое настроение лета. Красивые пейзажи испанского побережья служат прекрасными декорациями для этой интересной истории. Солнечное великолепие визуального ряда сопровождается музыкой одного из лучших композиторов Италии Карло Савины, в которой доминируют арфа, клавишный металлофон и орган.
Ведущие роли достались актёрам-латиноамериканцам. Мексиканка Тереса (Тере) Веласкес отлично воплотила образ роковой длинноногой красотки Кристины, особенно эффектно выглядящей в купальнике, а венесуэлец Эспартако Сантони уверенно смотрится в роли Даниэля. Заметим, что на момент съёмок у Наварро Веласкес и Сантони приходились друг другу мужем и женой. Появились здесь и два очень известных итальянца, не раз работавших с лучшими режиссёрами страны - Франко Фабрици (Чарльз Ван Эйк) и Массимо Джиротти (его сообщник).
Отметим ещё пару моментов. «Загадочный господин...» всюду фигурирует как фильм 1966 года, но в итальянской «Википедии» отмечается, что съёмки проходили в 1964 году. К тому же, итальянская версия (которую я и посмотрел) может в той или иной степени отличаться от испанской. На данный момент можно говорить о том, что у них разный монтаж, разные саундтреки, а оригинальную историю Ламета адаптировали для проката на Аппенинах.
«Загадочный господин Ван Эйк» – фильм, о котором можно сказать только хорошее. Интересный сюжет, мастерская актёрская игра, прекрасный видеоряд и тщательно подобранная музыка – что ещё нужно для приятного досуга ценителю забытого европейского кино?