Голем из Майами
Оригинальное название: Miami Golem, Miami horror, Cosmic killer, Wolf back.
Производство: Италия-США 1985г.
Режиссёр: Альберто Де Мартино (Мартин Герберт).
В ролях: Дэвид Уорбек, Лаура Троттер, Джон Айрленд, Лорис Лодди, Алессандра Канале (Салли Кантор), Серджио Росси (Сэнди Расселл).
Рецензия на фильм «Голем из Майами»
В 1985 году итальянский режиссёр Альберто Де Мартино отправляется в Майами для съёмок своего очередного фильма под интригующим названием «Голем из Майами», который станет завершением его карьеры. Картина долгое время была недоступна ни в каком формате, а участие Дэвида Уорбека только подстегивало интерес коллекционеров. Финальный продукт оказался весьма странной смесью фантастики, приключений, мистики и триллера…
Репортера Крэйга Милфорда (Дэвид Уорбек) посылают в университет Майами, где он должен будет взять интервью у профессора Элиота (Лорис Лодди), который обнаружил живую клетку в метеорите и пытается её исследовать. Также он должен будет остаться на ночь в лаборатории и снять то, что происходит с ней под микроскопом. Посреди ночи из-за неисправности аппаратуры журналиста происходит короткое замыкание, в результате которого клетка не погибает, а начинает расти… Параллельно этому некая могущественная преступная организация под предводительством Андерсона (Джон Айрленд) узнает от другого учёного, насколько важно это открытие и что найденный организм может обладать неземной силой. Они решают похитить клетку, взрастить её и получить контроль над этим существом, которое может дать неограниченную власть…
Имея на руках явно скромный бюджет, Альберто Де Мартино попытался снять разноплановое, требующее куда больших затрат, кино. Смешение сразу нескольких жанров, начиная от приключений и триллера, и заканчивая фантастикой и мистикой требует не только таланта и должных навыков от создателей, но и достаточного объёма финансирования. Финансирования он не имел, но зато энтузиазма было хоть отбавляй. И вместе с достаточно большим опытом работы в кино режиссёру удалось снять пусть и трэшэвое, но оригинальное и вполне смотрибельное кино.
Неизвестно, какое из названий было придумано авторами, а какое дистрибьюторами, но «Голлем из Майами» явно не подходит к содержанию фильма. Никакого существа из еврейской мифологии здесь нет и в помине, но зато присутствует сначала научно-фантастическая идея о том, как из найденной в метеорите клетки можно вырастить живое существо и что впоследствии это существо может превратиться в инопланетянина, способного поглотить нашу планету. Но это ещё не всё: на помощь главному герою приходят призраки и инопланетяне из другого измерения, которые указывают ему, где найти зло и как его уничтожить. Первоначально говорится, что они не могут попасть в наш мир, но… В одной сцене они предстают в виде призрачных образов, в другой – в виде голограммы главного героя, а в третьей появляется женщина-ученый, а на деле посланец из другого мира, готовый стать не только ассистентом главного героя, но и его любовницей. Таких «ляпов» в фильме превеликое множество, как и более странных вещей, о которых я расскажу ниже…
Если рассматривать фильм в качестве приключенческого триллера, то тут всё великолепно (с учётом низкого бюджета, конечно же). Зловещая могущественная преступная организация убивает всех, кто связан с исследованиями найденного метеорита, и похищает его обломок с клеткой, чтобы её учёные вырастили из неё эмбрион. Убедившись, что главный герой представляет для них опасность, преступники посылают киллеров для его устранения. Это позволит авторам продемонстрировать достаточно большое количество сцен с погонями, перестрелками и стычками Крэйга с бандитами. В одной сцене режиссёр даже процитирует Хичкова и сцену из его фильма «На север через северо-запад» (North by Northwest, 1959). Всё это позволит авторам отвлечь зрителя от многочисленных недостатков фантастической и мистической части фильма и делает картину динамичной и интересной даже при всех ляпах и дешевизне постановки…
С мистической и научно-фантастической составляющей всё сложнее. Не имея достаточного количества денег, авторы не могли позволить себе создать какого-либо эффектного монстра-инопланетянина, показать космические корабли и тому подобные вещи. На деле средоточием зла в этом фильме является эмбрион в лаборатории преступной организации. Он выглядит вполне сносно для такого кино (говорят, что спецэффекты курировал Серджио Стивалетти), но при этом по необъяснимым причинам является почти неубиваемым и обладает телепатическими способностями, с помощью которых может атаковать своих врагов на больших расстояниях. Эти атаки заключаются в бросках жертв о стену. Но главное: в первой половине фильма призраки / инопланетяне говорят главному герою, что не могут сами уничтожить монстра, но помогут сделать кислоту, которая сможет разъесть его кожу. В финале события принимают несколько иной оборот и немного не стыкуются с тем, что говорится в первой половине фильма. Помимо этого зрителя удивят ещё следующие странности: отсылки в древним индейским культам в виде медальона, который носит помощница Крэйга, её способность общения с другими инопланетянами посредством медитации, совершенно бессмысленная сцена с обнаженкой в душе (она ж инопланетянка / призрак) и завершение всей этой эпопеи, о котором я предпочту умолчать, дабы не раскрывать интригу для тех, кто ещё не смотрел этот фильм.
Всё описанное выше окутывает типичная атмосфера фильмов 1980-х гг. Она особенно чувствовалась в американской продукции того, времени, но итальянцы тщательно старались её имитировать и Альберто Де Мартино не стал исключением. Снималось всё в живописном Майами (штат Флорида), что само по себе уже придает нужный оттенок визуальному ряда, а музыкальное сопровождение принадлежит перу более знакомому по комедиям Детто Мариано. На этот раз он сел за синтезаторы и создал динамичные мелодии в типичном для кино тех лет стиле. Главная тема фильма отдаленно напоминает музыку Гарольда Фальтенмейера из саундтрека к «Полицейскому из Беверли-Хиллс», но это не плагиат, а лишь сходное по структуре звучание. Вполне возможно, что Мариано вдохновлялся работой Фальтенмейера и хотел сделать что-то подобное.
На главную роль был приглашен Дэвид Уорбек и его участие во многом и вызывает интерес у зрителей, ибо к тому времени он уже успел сняться в ряде культовых картин и заполучить определенное количество поклонников в странах, где они показывались. Здесь он также вполне достойно держится, несмотря на дешевизну постановки и «винегрет» из сюжетных линий и жанров. Его оппонентом выступил известный всему миру Джон Айрленд, но у него не так много экранного времени. Экранной подругой Уорбека стала Лаура Троттер, которая, на мой взгляд, не совсем подходит для этой роли.
«Голлем из Майами» – очень неординарная, неровная, дешево снятая, но в то же время оригинальная картина. Очень редко встретишь такое странное сочетание жанров, такое безумие, отсутствие логики и полет фантазии, которые мы можем наблюдать в этом фильме. На ум приходит разве что более серьезная, но не менее странная лента Марио Гариаццо «Глаза за звёздами» (L'occhi dalle stelle, 1978). Что же касается «Голема из Майами», то поклонники низкобюджетного кино, weird cinema и нон-стоп экшена с удовольствием посмотрят это творение. Более требовательные к качеству и содержанию люди, скорее всего, будут сильно разочарованы, поэтому просмотр рекомендуется только тем, кто любит фильмы категории Б и италохоррор во всех его проявлениях.