Рецензия на фильм «Торговцы девственницами»
Ренато Далль'Ара, уроженец Ровиго, архитектор, владелец обувной фабрики и член итальянской компартии, дебютировал в кинематографе короткометражкой «Scano Boa», снятой на 16-миллиметровую плёнку с помощью друзей и единомышленников. Это творение неожиданно получило успех: начав с национальных фестивалей любительского кино, оно впоследствии добралось до крупнейших мировых кинофорумов, включая Каннский и Берлинский. В 1961 году Далль'Ара преобразовал своего первенца в «полноценный» фильм с профессиональными актёрами (в том числе Карлой Гравиной и Аленом Кюни) – «Скано Боа - Насилие на реке» (Scano Boa - Violenza sul fiume), который по итогу и стал его самой известной работой. Остальные фильмы этого режиссёра, числом в три, находятся где-то на далёкой окраине вселенной итальянского кинематографа, будучи доступными лишь самому пытливому взору. Далее мы попробуем обсудить заключительную картину Далль'Ара - комедию «Торговцы девственницами».
Съёмки начались в 1967 году, а рабочим названием было «Купидон 7» (Cupido 7). В июне 1968 года цензура выдала фильму прокатное разрешение, но произошло это лишь после изъятия из оригинала некоторых сцен эротического характера. «Купидон 7» имел большие проблемы с распространением: он был мимолётно показан в каком-то провинциальном кинотеатре в 1969 или 1970 году под более броской титулатурой «Торговцы девственницами», после чего бесследно исчез, вернувшись к жизни в самом конце нулевых в виде плохой копии, имевшейся у единичных серьёзных коллекционеров.
Амедео Сгарабатти по прозвищу Купидон – мелкотравчатый прохвост, промышляющий всякими сомнительными делами типа торговли поддельными лекарствами где-то в сельской местности провинции Кунео. Однажды он решает освоить новую профессию и стать брачным консультантом, то есть свахой. Едва начав это дело, Сгарабатти попадает в серьёзный переплёт, грозящий ему смертельной опасностью...
Проблематика этого фильма основана на актуальной для Италии того времени теме: культурных различиях между северной и южной частями страны.
Картина начинается с интервью с молодыми фермерами, которые озабочены тем, что никак не могут найти себе жён, ибо местные быстро эмансипирующиеся дамы предпочитают городских мужчин. Их проблему берётся решить хвастун Сгарабатти, считающий, что лучшее решение – это завоз женщин с юга, где ещё сильны позиции традиционализма, предписывающие прекрасному полу роль хранительницы домашнего очага. Сказано – сделано, но первый блин выходит комом: первая южная невеста, приехавшая в Кунео по приглашению Сгарабатти, оказывается членом мафиозной семьи. Иммаколата и двое её подельников ставят Купидону условие: в течение месяца он должен найти мужей для семи её кузин, если же он не справится с заданием, то его убьют.
Сначала Амедео пытается действовать «легитимно» и прямо предлагает холостым землякам браки с сицилийками, но эти немолодые и страшноватые женщины никому неинтересны, а потому фермеры мягко посылают новоиспечённого сводника куда подальше. В дальнейшем Сгарабатти становится всё менее щепетильным в своих методах: начинает он с использования для побуждения одиноких мужчин к браку проституток, а заканчивает фальшивым письмом мэру коммуны от имени вымышленной организации – «Американского комитета помощи слаборазвитым странам», где сообщается о готовности последней предоставить трактора готовым жениться сельхозработникам. Но эти жалкие попытки тщетны и над головой Купидона сгущаются тучи: сицилийцы присылают ему магнитофон со взрывчаткой в качестве напоминания об истечении отпущенного времени, а в коммуне разворачивается строительство туристического центра с ночным клубом, что привлекает немало молоденьких и симпатичных девушек, за которыми ухлёстывают местные кавалеры. Вдобавок, властям становится известно, что письмо от американцев – это афёра, инициированная Купидоном. Обложенный со всех сторон Амедео сдаётся и лезет в петлю, но в последний момент его спасает чудо – жалость Иммаколаты, понявшей, что Купидон сделал всё возможное для поиска мужей для её двоюродных сестёр. Она делает звонок своему дяде – мафиози международного значения – которому не составляет труда решить все вопросы. В несколько курьёзном финале полный хэппи-энд: репутация Сгарабатти спасена, коммуна получила обещанную технику, а воодушевлённые этим одинокие фермеры сами едут на юг, чтобы покончить со своей холостяцкой жизнью.
Общий уровень данной ленты можно определить как средненизкий: она не дотягивает до уровня продукции крепких ремесленников, но это и далеко не мусор. Поводов для смеха здесь практически нет, да и для улыбки они находятся нечасто, но режиссёра стоит поблагодарить уже за то, что он не стал наполнять своё детище тем раздражающим низкопробным юмором, который заключается в постоянных криках, беготне и гримасничаньях персонажей. Ход фильма ближе к бодрому, сказать что-то о видеоряде затруднительно из-за посредственного качества изображения. Для того времени весьма смело выглядят сцены с наготой, включающие около десятка мимолётных кадров обнажённых ягодиц и груди модели-француженки и стриптиз. Музыкальное сопровождение, написанное Лалло Гори, под стать фильму, то есть оно очень среднее и ничем не примечательное.
Главную роль сыграл безвестный Аттилио Тозато, достойно воплотивший своего персонажа – не очень удачливого пройдоху, отчаянно пытающегося избежать расправы со стороны сицилийских мафиози. Знаменитый Нино Кастельново задействован в роли симпатичного селянина, пытающегося закрутить роман с приехавшей в Мирольо нимфеткой (Мита Медичи). Ещё на экране можно заметить Тиберио Мурджиа, Фолко Лулли и Аттилио Доттезио.
«Торговцы девственницами», несмотря на своё общее качество – забавная и безобидная вещица, могущая вызвать интерес у охотника за призраками старого итальянского кино.