Рецензия на фильм «По ту сторону смерти»
«По ту сторону смерти» – предпоследний фильм малоизвестного каталонского специалиста по паранормальным явлениям и эзотерике (в первую очередь) и режиссёра Себастиана Д'Арбо. По некоторым данным этот фильм был снят чуть ли не в начале 1980-х, но по неизвестным причинам пролежал на полке и был зарегистрирован только в 1986-м. Премьера же состоялась в 1988 году. Как и почти все фильмы этого режиссёра «По ту сторону смерти» имел очень ограниченный прокат. Не будет преувеличением сказать, что в наши дни его помнят единицы.
Как и почти все фильмы Д'Арбо «По ту сторону смерти» посвящен мистическим явлениям и потусторонним силам. В титрах фильма говорится, что его сюжет основан на 6000 реальных дел о клинической смерти и рассказах тех, кто её пережил. Не знаю, насколько это правда, но учитывая, что автор является специалистом в теме всего, что связано с эзотерикой, то можно предположить, что картина является его версией того, что происходит с человеком после его смерти…
В прологе нам показывают сцену расстрела пленных лагеря Дахау, после чего мы переносимся в современную Испанию, где встречаем профессора Хамермана (Нарсисо Ибаньез Мента), читающего лекции о своих исследованиях клинической смерти. После одной из лекций к нему подходит немецкий учёный Йозеф Мёзер (Тони Исберт), который высказывает своё восхищение и рассказывает о своём опыте общения с потусторонним. Между двумя людьми быстро завязывается дружба, но Хамерман не знает, что Мёзер – член тайной оккультной нацистской организации Туле, которая также занимается исследованиями жизни после смерти. И эта организация очень не хочет, чтобы наработки Хамермана стали достоянием всего мира, ради чего к нему и был подослан убийца Мёзер…
Моё описание сюжета – очень краткое. Но оно дает представление читателю о том, что ему предстоит увидеть на экране. Несмотря на то, что «По ту сторону смерти» завялен как фильм ужасов, самих ужасов здесь практически нет. Это, скорее, мистический детектив или триллер лишь с небольшим налетом сверхъестественного и его сюжет можно разделить на две переплетающиеся линии. В первой нам постепенно рассказывают историю профессора Хамермана и его семьи, а параллельно идет повествование о его исследованиях клинической смерти и возможности вернуться с того света. Эти исследования, однако, вряд ли впечатлят зрителя и заключатся в опросе людей, которые прошли через клиническую смерть и опыты над животными, которым вводят какие-то препараты и искусственно вводят в кому, чтобы проследить за реакцией организма, а затем выводят из неё. В будущем Хамерман планирует проделать то же самое и с добровольцем из числа людей, но в этот момент вмешивается общество Туле…
С самого начала видно, что это очень дешевое кино и что авторы экономили буквально на всём. Большая часть фильма – это разговоры о науке, общение героев и легкая детективная интрига с участием Мёзера, об истинной личности которого зритель узнает ближе ко второй половине фильма. При таком сюжете, можно было, конечно же, показать какие-нибудь необычные спецэффекты путешествий людей по ту сторону, но всё чем ограничились авторы – это несколько достаточно интересных сцен в финале, которые никак не тянут на кульминацию и оставляют зрителя с чувством неудовлетворенности, ибо от финала такого фильма ожидаешь что-то более грандиозное в плане спецэффектов или же какое-либо интересное заключение на основе показанных исследований. В реальности же мы не получим ответов на возникшие вопросы, так как их и быть не может, а линия с Туле резко обрывается, да и на протяжении всего фильма выглядит комичной и притянутой за уши. Нам так и не расскажут, смогли ли члены оккультной нацистской организации раскрыть тайну смерти, а если нет, то зачем им тогда охотиться за профессором, который стоит на пороге столь великого открытия?...
Но всё же при всех своих минусах фильму каким-то странным образом удается удержать интерес зрителя. Думаю, этому послужили как детективная интрига (хоть и неидеальная, но интересная), а также ожидание хотя бы какого-то предположения авторов о мистических вопросах, которые они поднимают. Добавим к этому красивые виды зимней природы, интересные (и немного комичные сцены) в логове Туле, а также интригу с экспериментами по путешествию за пределы смерти в финале и получим пусть и неидеальное, но вполне пригодное для просмотра кино. Кончено же, рядовой зритель вряд ли оценит эту картину, а вот любители различного рода странного кино, в особенности европейского производства, не без удовольсвтия с ней ознакомятся.