Убийца!

Оригинальное название: Killer!.

Производство: США 1989г.

Режиссёр: Тони Элвуд.

В ролях: Дьюк Эрнсбергер, Энди Босвелл, Кейт Лильес, Терри Лафлин, Марк Кретер.

Рецензия на фильм «Убийца!»

Поработав в середине 1980-х на незначительных должностях на съёмках кино, засветившись в нескольких эпизодических ролях (среди которых было участие в «Зловещих мертвецах – II»), Тони Элвуд решает попробовать себя в качестве режиссёра и в 1989 году выпускает фильм ужасов под незамысловатым названием «Убийца!». Картина имела ограниченную дистрибуцию, как минимум один поздний показ по кабельному ТВ и один VHS релиз, принесший приз в 1993 году на локальном фестивале, и пропала из поля зрения до 2003 года, когда была выпущена на DVD малоизвестным лейблом. В наши дни уже другой лейбл воздал картине должное и выпустил BD релиз, но его я бы не стал рекомендовать к просмотру (подробнее напишу ниже).

Как это часто бывает в случае любительских ужасов, сюжет крайне примитивен и служит лишь оправданием для показываемого на экране насилия. Некий неизвестный убийца сбегает из психиатрической клиники и принимается за старое. Сначала его жертвами становятся проститутка и её клиент, затем агрессивная незнакомка и продавец машины, а после он похищает девушку на автозаправке. Её парень с другом отправляются в погоню и если они не успеют вовремя, то он съест её по частям…

Перед нами чистой воды любительщина, снятая непрофессионалами на 8мм пленку. Суммарный бюджет фильма составил чуть более 9000$, а главные роли исполнили совсем безвестные актёры и друзья авторов. Такое кино начали снимать где-то с середины 1980-х, когда техника стала более-менее доступна, а низкобюджетные фильмы ужасов были пригодны для просмотра и вдохновляли некоторых зрителей попробовать себя в качестве создателей кино.

Как было упомянуто выше, сюжет в таком кино не имеет значения. Как правило, оно изобилует экшеном и жестокостями, ибо у авторов-любителей едва ли были навыки и деньги, чтобы создать более вдумчивое, качественно и осмысленное кино. Некоторые перебарщивали с кровью, в то время как другие старались не забывать про атмосферу и хотя бы какое-то подобие логики. Участие (пусть и мимолетное) в создании «Зловещих мертвецов – II», видимо, оставило неизгладимый след в душе Тони Элвуда и подвигло его снять нечто подобное.

Картина получилась достаточно динамичной: если в первой её половине содержатся ещё какие-то диалоги и авторы предпринимают попытки рассказать историю, то во второй, после похищения девушки, начинается нескончаемый экшен: главные герои будут пытаться победить маньяка, который, как кажется временами, имеет сверхъестественное происхождение. Всё это происходит преимущественно в лесах, на одиноких автострадах, словно перерезающих густую поросль, и в удаленных от цивилизации хижинах и деревянных домиках. А в качестве саундтрека авторы используют преимущественно дешевые мрачные эмбиентные зарисовки, которые временами походят на фоновый шум с удаленными мелодиями, иногда кажущимися плодом фантазии зрителя. Это очень хорошо работает, особенно в ночных сценах в удаленном доме, куда маньяк притащил девушку. Тут он на фоне свечей, в полумраке произносит зловещий монолог на тему того, что он бессмертен и как будет медленно пожирать свою жертву, не давая ей умереть. Вкупе со звуковыми эффектами и фоновой музыкой данная сцена выглядит очень зловеще.

Некоторые ресурсы причисляют этот фильм к жанру слэшэров, но я с ними не соглашусь. Личность убийцы и его история совершенно не скрываются, а сам он бó$льшую часть времени использует огнестрельное оружие, а колюще-режущие предметы – только в крайних случаях – из-за садистских наклонностей и за неимением пистолета. Такое поведение убийцы больше присуще маньячному триллеру, нежели слэшэру. Большинство сцен убийств выглядят вполне стандартно для кино того времени и не переходят грани жестокости, чем славились некоторые любительские работы даже того времени. Лишь одна сцена может показаться чрезмерно кровавой – ближе к финалу маньяк расчленяет очередную жертву топором. Спецэффекты выглядят на удивление хорошо для продукции с бюджетом меньше 10000$, снятой неопытными людьми.

Картина сначала вышла на VHS в начале 1990-х, затем на DVD в начале 2000-х и уже в наши дни на BD. Самая оригинальная авторская версия содержится на кассете, DVD релиз тоже можно посмотреть, но там частично перемонтированная версия, а вот BluRay, несмотря на улучшенное качество картинки, содержит, как пишут, также перемонтированную версию и новый саундтрек. Вдобавок к этому, в угоду капризным владельцам больших экранов издатели обрезали картинку и сделали соотношение сторон 16:9. Многие американские фильмы снимались в формате 4:3 с прицелом на показ в кинотеатрах в 16:9, но вряд ли авторы «Убийцы!» озаботились правильной постановкой сцен, чтобы при обрезке из 4:3 в 16:9 зрителю было комфортно смотреть их фильм. Поэтому лучше смотреть это кино в привычном квадрате, т.е. в том виде, в каком его изначально сняли и издали авторы.

Единственным минусом «Убийцы!» является отсутствие логики в поступках героев в некоторых сценах. В моменте, когда двое парней врываются в дом убийцы и один начинает с ним драться, второй, вместо того, чтобы помочь другу, бежит отвязывать девушку. В другой сцене парень умудряется подкрасться к маньяку сзади и ударить его палкой по голове, но в тот же момент убийца каким-то неведомым образом простреливает руку нападавшему и выходит победителем.

«Убийца!» оказался приятной неожиданностью. Динамичный и одновременно атмосферный, практически лишенный дикого мерзкого насилия, с хорошими для любительского кино спецэффектами, харизматичным маньяком в исполнении Дьюка Эрнсбергера (который ко времени съёмок имел скудный актёрский опыт) – этот фильм придется по вкусу всем любителям хоррора 1980-х и в особенности фильмов про маньяков.