Джонатан

Оригинальное название: Jonathan, Vampire sterben nicht.

Производство: ФРГ 1970г.

Режиссёр: Ганс В. Гайссердёрфер.

В ролях: Юрген Юнг, Ганс-Дитер Йендрейко, Поль Альберт Крумм, Илона Грюбель.

Рецензия на фильм «Джонатан»

Роман Брэма Стокера «Дракула» экранизировался бесчисленное количество раз во многих странах мира и стал основной для кучи подражаний и заимствований. В ФРГ не было сильной школы ужасов, но свои вампирские фильмы эта страна время от времени выпускала. Самой известной попыткой воплотить образ бессмертного вампира в этой стране был фильм Вернера Херцога «Носферату – призрак ночи» (Nospheratu – Phantom der Nacht), но задолго до Херцога такую попытку предпринял тогда безвестный Ганс В. Гайссердёрфер, который в 1970-м году выпустил свою дебютную полнометражную работу под названием «Джонатан». Картина даже получила награду на одном из местных кинофестивалей и рекламировалась как «первый вампирский фильм для взрослых» (the first adult vampire movie)1, но впоследствии была полностью забыта.

Действие происходит в XIX веке в сельской местности. Вампиры захватили власть и теперь пьют кровь жителей близлежащих сел, уничтожают их скот и похищают девушек для участия в сатанинских ритуалах в замке Дракулы. Группа местных жителей решает начать восстание против вампиров и отправляют Джонатана (Юрген Юрг) в замок, чтобы тот мог исследовать местность, возможные пути проникновения в логово вампиров и разузнать, где они держат пленников, которые по плану готовящих восстание после своего освобождения должны будут помочь в борьбе со злом. Получив необходимые указания, Джоанатан сразу же отправляется в путь, который будет пролегать по множеству опустошенных селений, лесов и равнин. Он попадает в замок и получает довольно теплый прием от графа, который дает ему полную свободу в исследовании своего жилища лишь с одним условием – не пытаться открыть запертые двери. Естественно, Джонатан ослушается его приказа и станет пленником, которого впоследствии спасет начавшееся восстание…

Авторы создали довольно оригинальное прочтение знаменитого романа. Оригинальное даже по меркам современности… и очень авангардное, в духе левых интеллектуалов, которые могут найти политику даже там, где её нет. Перед нами единственный в своём роде авангардный антифашистский вампирский фильм, в котором граф Дракула – это Гитлер, его окружение – буржуазная аристократия, а их жертвы – это пролетариат, который рано или поздно восстанет против своих угнетателей и свершит революцию. Звучит безумно, но это так, ибо даже граф Дракула в исполнении Пола Альберта Крумма выглядит как вылитый Гитлер без усов и периодически произносит речи в его традиционной манере. Вампиры, нападающие на селения, уничтожающие скот и пьющие кровь людей – это аллюзия на класс буржуазии, которые «пьет кровь» рабочего класса и всячески эксплуатирует его. Ну и естественно, восстание этих людей – это долгожданная революция, которая сметет класс угнетателей и восстановит справедливые отношения между людьми. Именно этот посыл отчетливо читается в данном фильме. Работая над сценарием Ганс В. Гайссендёрфер настолько увлекся политикой, что напрочь забыл про логику и зрителя, для которого этот фильм в первую очередь и предназначался. В результате этого получилось несуразное кинополотно, полное нелогичных, абсурдных вещей и бессмысленных сцен, словно они снимались для совершенно другого фильма.

Начнём с главного героя, который хоть таковым и является, но не несет абсолютно никакой смысловой нагрузки, кроме того, что позволяет авторам растянуть фильм до положенных полутора часов. По сюжету его отправляют в замок за информацией, но по факту эту информацию не ждут и не надеются её получить, ибо связь руководителей восстания с Джонатаном пропадает сразу же после его отъезда и они не принимают никаких попыток разузнать о нём. Само же восстание также начинается без получения какой-либо информации: в один день крестьяне просто встали и пошли войной на замок, даже не пытаясь подготовиться или что-то исследовать. Они освобождают Джонатана, но его участие в войне с вампирами также почти не замечено. Т.е. этот человек и его действия на всём протяжении фильма никак не влияют на происходящие события и его персонаж мог быть с легкостью вычеркнут из сценария. С Дракулой-Гитлером ситуация ещё более плачевная. Он появляется в начале фильма, произносит речь, наносит визит местной девушке и надолго исчезает. В следующий раз мы увидим его только в последней трети фильма, когда Джонатан доберется до замка. Т.е. главный злодей отсутствует на протяжении всего фильма…

Так что же показывают нам авторы, если Дракула отсутствует, а Джонатан не несет смысловой нагрузки? Путешествие этого самого Джонатана, разоренные деревни и множество не относящихся к сюжету сцен. Я понимаю, что режиссёр хотел снять ну очень авангардное кино, что он против элитаризма и буржуазии, что его кино способны понять только «высокие интеллектуалы» как он сам, но… Почему вампиры не боятся распятий на протяжении всего фильма, но вдруг стали боятся их в финале, когда местные жители погнали их к воде? Почему вызвавшийся сопровождать Джонатана человек ждёт целую ночь, чтобы утром при свете дня напасть на него с ножом? Я уже не говорю о таких персонажах, как безумный мужик в хижине, обвешанной перевернутыми крестами, и девушка из этой же хижины, которая обливает ногу кипящей водой, напевая песню. В середине фильма зрителя также ждёт странная сцена, в которой Джонатан попадает на какое-то подпольное собрание крестьян, которые наблюдают за занимающейся сексом парочкой, да ещё и с таким видом, будто смотрят напряженный футбольный матч. Сами же вампиры не боятся дневного света, чеснока, могут быть убиты обычным выстрелом или шпагой, но почему-то таят в воде, как кусочек льда на раскаленной сковородке… Всё это нагромождение не связанных между собой и с сюжетом сцен, отсутствие какой-либо логики, а также почти полное отсутствие действия (за исключением финала) делают следование сюжету крайне сложным и нудным занятием.

Ближе к финалу авторы решают снабдить свой фильм действием и сначала показывают пытки Джонатана в тюрьме графа, а затем сражение селян с вампирами, во время которого будет продемонстрировано несколько некачественно снятых кровавых сцен. Сюда же до кучи авторы добавляют сцену убийства крысы охранником тюрьмы графа, что не только бессмысленно, но и мерзко, ибо сцена эта была не постановочная. Уничтожение же вампиров выглядит алогично и примитивно само по себе, ибо зрителю так никто и не удосужится объяснить, почему они зашли в воду, а в следующей сцене в этой воде остались только их одежды.

Сам фильм снят несколько по-любительски, а иногда и вовсе смотрится как некая театральная постановка, лишенная всякой живости. В особенности это касается игры актёров, которые местами переигрывают, а то и вовсе смотрят в камеру и произносят свои тексты. Каких-либо звезд здесь нет и единственный, кто мне запомнился, так это исполнитель роли графа Пол Альберт Крумм, который действительно внешне немного похож на Гитлера и эту внешность авторы могли бы использовать куда более продуктивно. В качестве саундтрека авторы выбрали достаточно приятные композиции в стиле fusion и progressive rock.

Экранизируя роман Брэма Стокера, Ганс В. Гайссердёрфер хотел сделать не фильм ужасов, а скорее плевок в сторону буржуазии и аристократии, но в результате плюнул себе на костюм. Эта нелогичная, скучная, временами несуразно снятая лента едва ли может рассматриваться как критика чего-либо или фильм с серьезным посланием. А на фильм ужасов или экранизацию «Дракулы» она совсем не тянет, даже с учетом всей своей необычности и наличия вампиров в сюжете.

  • 1. Газета The Village Voice, july 5. 1973. p. 71