Рецензия на фильм «Остров шведок»
Ближе к концу 1960-х и в особенности после известных событий 1968 года многие итальянские режиссёры начали эксплуатировать запретные темы, а также делать внятные и не очень политические манифесты в своих картинах. Начали появляться фильмы, в которых затрагивалась тема лесбийской любви («Другие» (Le altre) и «Сестры» (Le sorelle) – оба 1968) и картины, в основу которых легли модные в то время политические течения левого толка «Одномерная женщина» (La donna a una dimensione, 1969). Не прошел мимо этой темы и режиссёр Сильвио Амадио, более известный своими работами 1970-х, главными из которых являются первоклассные и эстетически красивые джалло – «В поисках наслаждений» (Alla ricerca del piacere, 1972) и «Улыбка гиены» (Il sorisso della iena, 1972).
В 1969 году он выпускает фильм под странным названием «Остров шведок», который, по некоторым данным, не понравился цензурному комитету и был возвращен автору с указанием урезать некоторые сцены. Это и было сделано, после чего картина была показана в кинотеатрах, но потом быстро канула в лету. Впоследствии её издавали на VHS, в том числе и в англоязычной версии, а также в Super8 формате. Но все эти издания ныне настоящая редкость и надежно спрятаны в закромах коллекционеров. И только телевизионные показы 2000-х годов позволили широкой общественности ознакомиться с этим творением.
Первоначально ходили слухи о том, что по ТВ была показана сильно купированная версия, из который были вырезаны почти все сцены с обнаженкой. Но впоследствии коллекционеры сравнили показанный по ТВ вариант со своими версиями и выяснили, что хоть и их версии чуть полнее, ничего существенного на ТВ не вырезали. Это были мимолетные эпизоды без диалогов и небольшой фрагмент достаточно целомудренной эротической сцены в самом начале фильма. В остальном версии на Super8 и одного из VHS изданий ничем не отличаются.
Сюжет: Мануэла (Ева Грин) ссорится со своим женихом Маурицио (Нино Сегурини) и уезжает к своей подруге Элеоноре (Катрин Диаман), которая живет на удаленном средиземноморском острове. Они начинают вести богемный образ жизни, днями напролет прогуливаясь по магазинам и предаваясь всевозможным развлечениям. Постепенно Элеонора начинает испытывать нездоровый интерес к своей подруге, а та в свою очередь медленно попадает под влияние и контроль более сильной женщины. Но все планы Элеоноры рушит приезд Маурицио, который предлагает Мануэле помириться и уехать в Бразилию, где ему предложили хорошую работу. С одной стороны девушка всё ещё любит своего ухажера и хочет выйти замуж и прожить безбедную и красивую жизнь, но с другой этому всячески препятствует подруга, которая хитрыми уловками и намеками настраивает девушку против Маурицио. И когда, казалось бы, Элеонора победила, её планам в миг приходит конец, так как её подруга всё же осознает свою гетеросексуальность и предпочитает уехать со своим мужчиной. Это приводит к закономерному финалу – финалу, в котором показано то, за что мы любим итальянское кино. Смело, без оглядки на рейтинг и ожидания зрителя…
Первые две трети фильма – это своего рода путешествие на красивый остров и экскурс в жизнь его богатых обитателей. Главные героини будут загорать на пляже, ходить по магазинам, гулять по улицам близлежащего поселения и, в общем, вести праздный образ жизни. Этот образ жизни не мешает им говорить о несправедливости мира и выражать протест левой политической направленности, на что Маурицио в одной из сцен заметил, что «легко протестовать против несправедливости и бедности, имея много денег в кармане». А в одной из сцен Мануэла будет листать журнал, в котором картинки роскошной жизни Европы будут чередоваться с фотографиями жертв гражданских войн и голода в диких странах (конечно же, в этом виноват человек западного мира, но никак не дикость и религиозное варварство их обитателей). Видимо, сказывается тот факт, что к сценарию приложил руку Роберто Натале, который в 1972 году снимет свою первую и последнюю ленту в качестве режиссёра со схожим политическим подтекстом «Моё тело в ярости» (Il mio corpo con rabbia).
Из-за вышеописанного многим зрителям фильм может показаться скучным, но именно в этой его части медленно, но верно начинает расти психологическое напряжение между двумя главными героинями. Элеонора не хочет быть просто подругой Мануэле, хотя и не гнушается прыгать в постель к местному ухажеру. Постепенно, мелкими шажками и различными, едва заметными хитростями она сокращает дистанцию со своей подругой и сводит их отношения к чему-то большему, чем просто дружба, но никогда не намекая на чувства или секс. Особые взгляды, легкие прикосновения, едва заметные ухаживания будут окутывать Мануэлу еле заметной сетью, пока она не окажется полностью во власти своей подруги. Но планы Элеоноры портит приезд Маурицио, который очень настойчиво просит свою невесту поехать с ним. Получая отказ, он возвращается вновь, что с каждым разом усиливает психологическое напряжение и неприязнь Элеоноры, а Мануэлу заставляет метаться меж двух огней. Кульминацией этого своеобразного любовного треугольника станут последние 20 минут, достойные добротного триллера и держащие зрителя в напряжении до самых финальных титров.
Среди исполнителей ролей не было звезд или просто хорошо известных актёров. Две главные актрисы – Катрин Диаман и Ева Грин – вряд ли известны даже любителям итальянского кино. У первой весьма скудная фильмография, а вторая так и вообще больше нигде не снималась. Единственным более-менее узнаваемым лицом здесь оказался исполнитель роли Маурицио Нино Сегурини, который в будущем ещё пару раз сыграет у Сильвио Амадио и попытавшись начать карьеру продюсера в 1970-х, уйдет из кино. Это, конечно, немного сказалось на качестве фильма, ибо хотелось бы видеть более харизматичные личности, а указанные актёры не могут похвастаться ни запоминающейся внешностью и стилем, ни выдающимся актёрским талантом.
«Остров шведок» – странное название для такого фильма. Возможно, оно отображает то, что думали итальянцы о шведах, рассматривая их как «развратную» нацию, так как именно скандинавские страны одними из первых начали сексуальную либерализацию и снятие всевозможных табу в этой сфере. Но затем за ними поспели и другие страны, в том числе и Италия…
Что же касается обозреваемого фильма, то это продукт своего времени, который будет интересен лишь любителям старого итальянского кино. Лично я не жалею о потраченном времени и ещё раз отмечу последние 20 минут фильма, которые смотрятся как напряженный триллер и подарят немало положительных эмоций любителям острых ощущений. Не шедевр, но вполне пригодное для просмотра кино.