Рецензия на фильм «Ад за спиной»
В середине – 2-й половине 1950-х в США весьма активно снимались фильмы о молодых людях, не имевших твёрдых моральных норм, свойственных старшему поколению, а потому легко сбивавшихся с жизненного пути и становившихся преступниками. Хотя эта продукция предназначалась в первую очередь для американского зрителя, она также шла на экспорт, достигая среди прочего и Италии. В отличие от других зарубежных жанров JD-themed (Juvenile Delinquency) ленты не вызвали волны местных подражаний и их влияние фиксируется крайне редко. В частности их отголоски явственно слышны в картине Джанни Вернуччо с притязательным названием «Ад за спиной».
Молодые миланцы Марко и Андреа – хорошие приятели. Оба происходят из приличных семей и вроде бы имеют своё место в жизни, но несмотря на это они недовольны текущим положением, которое им хотелось бы исправить...
За более чем четвертьвековую режиссёрскую карьеру Вернуччо снял 16 фильмов, но так и остался практически незаметным кинематографистом, чьё имя кануло в небытие. Хотя бы какую-то известность у фанатов итальянского кино получила лишь одна его работа – «Долгая ночь Вероники» (La lunga notte di Veronique, 1966) – слабоватая и скучная мелодрама с лёгкой мистической инкрустацией, которую с завидным упорством стараются поместить в ряд готических хорроров.
Марко – сын журналиста, обучающийся профессии инженера. Он не имеет никакого интереса к учёбе, предпочитая развлечения и сон до позднего утра. Его друг Андреа – единственный ребёнок в семье предпринимателя, владеющего фирмой, созданной им самим с нуля. Юноша трудится на предприятии отца, но делает это спустя рукава, вызывая негодование у родителя. Молодые люди нуждаются в деньгах, которых им постоянно не хватает. Однажды в голову Марко приходит идея, как можно сорвать большой куш: он предлагает Андреа сымитировать его похищение, потребовав у его папы выкуп. Андреа соглашается и переезжает в квартиру друга, на несколько дней ставшую свободной из-за отъезда журналиста в командировку.
Поначалу подельникам сопутствует удача. Отец «похищенного», из-за опасения причинить сыну вред, не обращается в полицию и пробует решить проблему без огласки, подключая к делу семейного адвоката. Но затем всё начинает идти не по плану: чтобы развеять скуку от долгого сидения в четырёх стенах Марко приглашает в гости свою девушку Мики и её сокурсницу-француженку Гигитту. В целях конспирации Андреа представляется гостьям вымышленным именем Антонио. Источником неприятностей становится Мики, а точнее такие качества её натуры, как распутность и любопытство. Она затевает интрижку с другом своего кавалера и узнаёт, что он вовсе не тот, кем назвался. В приступе ревности Марко убивает Андреа, но даже после этого он не отказывается от своего намерения получить выкуп.
Средняя оценка «Ада за спиной» на сайте IMDB – 4,9/10 и её можно назвать объективной. Режиссура Вернуччо нерешительная и утяжелена долгими сценами и диалогами, призванными создать как можно более обстоятельную картину происходящего и тщательно выписать действующих персонажей. Это не всегда идёт фильму на пользу, потому что его медленный темп навевает скуку и не компенсируется красивым визуальным рядом или какой-либо атмосферой. Да и нужна ли жанровому фильму такая щепетильность?
Основные персонажи не вызывают симпатии. Марко – идейный бездельник, не гнушающийся постоянно выпрашивать деньги у отца, а потом и вовсе додумавшийся до совершения преступления. Его дружок Андреа ушёл недалеко: он так же не хочет трудиться и с лёгкостью соглашается на криминал против собственного отца только бы добыть средства на сладкую жизнь. К тому же он очень похотлив: он сразу же пытается залезть под юбку к Гигитте и без проблем сначала обжимается, а потом и спит с девушкой друга. Как подельник он тоже стоит немногого, потому что через некоторое время высказывает желание выйти из дела. Под стать этим двоим и Мики – совсем юная потаскушка, дочь небедного человека, требующая у своего молодого человека подарки и запросто изменяющая ему с его же приятелем.
Убив Андреа и пробыв некоторое время в замешательстве, Марко всё же продолжает следовать по намеченному пути, чтобы получить выкуп. Но теперь у него есть новый сообщник, а точнее сообщница – Мики. Он признаётся девушке в убийстве Андреа, что сначала приводит её в шок. Но очень быстро она приходит в себя, потому что её бойфренд может стать обладателем больших денег. По итогу Марко и Мики удаётся добыть 5 миллионов лир и на их пути к абсолютному счастью остаётся только одно препятствие. Труп Андреа найден возле деревни, об этом трубят газеты и Гигитта может заявить, что она знала этого молодого человека под именем Антонио и видела его в квартире парня своей подруги на следующий день, после того как он якобы был похищен. Марко и Мики приглашают Гигитту на лесной пикник, но вовсе не для того, чтобы убить или запугать, а уговорить молчать ради благополучия своей подруги. Сначала она соглашается, но позже не выдерживает, даёт показания и соумышленников берёт полиция. Всё это подано как-то пресновато, без нагнетания нервозности и напряжения.
Вернуччо пригласил сниматься сплошь дебютантов, что говорит о серьёзном дефиците бюджета. Из них в последующем известность получит только Аннабелла Инконтрера (Мики). В небольшой роли полицейского следователя засветился Нандо Чичеро, ставший в будущем результативным режиссёром неплохих спагетти-вестернов и комедий. Неразочаровывающий саундтрек был написан одним из самых талантливых композиторов Италии того времени Пьером Эмилио Басси.
«Ад за спиной» – скромный и не имеющий слишком большого значения криминальный фильм, который всё же удерживается от того, чтобы скатиться в унылость. У него нет серьёзных недостатков или изъянов, но по большому счёту это что-то близкое к посредственности, а потому браться за него стоит лишь профильным специалистам.