Рецензия на фильм «Хозяин – это я!»
В 1955 году Франко Брузати, дипломированный правовед и политолог, с конца 1940-х гг. работавший в кинематографе в качестве помощника режиссёра и сценариста, снимает свой первый художественный фильм – «Хозяин – это я!» (Il padrone sono me!), ставший экранизацией одноименного романа Альфредо Панцини. Брузати говорил, что это произведение не вызвало у него особого интереса, как, собственно, ему не импонировала и фигура его автора (сторонника режима Муссолини), но желание попрактиковаться в режиссуре и затронутые писателем темы (неумолимый ход времени, декаданс, тоска по прошлому) всё же заставили его взяться за съёмки картины, которую он считал своего рода итальянской версией «Вишнёвого сада». Рабочий процесс занял почти три месяца и увенчался двояким результатом: с одной стороны конечный продукт дебютанта был хорошо встречен критикой и отобран на внеконкурсную программу международного кинофестиваля в Венеции; с другой – он не принёс прибыли.
Звани (диалектный вариант имени Джованни, произносится с ударением на последний слог) находится у постели своего умирающего отца, Мингона, владельца сельской виллы. Хотя старик стоит на пороге смерти, его заботы отнюдь не о душе: он наказывает сыну сохранить землю и имущество, нажитые честным и упорным трудом, которыми обязательно постараются завладеть «воры». Звани погружается в воспоминания о давно прошедших временах, когда в поместье царили совсем другие порядки...
Брузати характеризуют «чутким и элегантным режиссёром», снимавшим «культурное кино с европейским колоритом», наполненное «сумрачным и меланхоличным лиризмом». Просмотр «Хозяина» позволяет убедиться в справедливости этой атрибуции.
Память Звани воскрешает почти идиллический мир уютной буржуазной виллы, куда каждое лето приезжают её владельцы, респектабельная городская семья, состоящая из профессора Эдоардо, его жены и сына Робертино. Робертино с удовольствием проводит время со своим сверстником Звани – единственным ребёнком Мингона и Марианны, местных крестьян. Компанию молодому барину составляет и Долли – его кузина, живущая в США и посещающая Италию на каникулах. Детство Робертино беззаботно и проходит среди любви родителей, достатка и забав. Время летит и из маленького мальчика Робертино превращается в юношу, в чью жизнь входит сильная любовь. Объектом его воздыханий становится Долли. Этот наивный, но искренний роман, приводит обоих влюблённых к душевным мукам: девушка разрывается между своим чувством к двоюродному брату и рациональным отношением к реальности, которое призывает её принять предложение состоятельного американца Джеймса. Покорённая влюблённостью Робертино, Долли даёт ему обещание отказаться от брака, но, вернувшись в Америку, она всё же выходит замуж.
Маленькая вселенная, где преобладают культура, сытость, покой и безмятежность, очень хрупка, так как окружена стеной глухой враждебности. На словах Мингон и Марианна очень любят и почитают своих хозяев, но на самом деле они полны обид на них, потому что те живут в своё удовольствие, а их собственное бытие сводится лишь к каждодневной тяжёлой работе. Но у Мингона и его жены есть заветная мечта: вот уже не одно десятилетие они копят деньги, надеясь однажды занять место своих господ.
Нежно-лиричный, проникнутый нотками милой иронии, тон доминирует в повествовании на протяжении часа, а потом краски темнеют. Начинается мировая война и Робертино отправляется на фронт. Его родители переживают отъезд сына очень тяжело, пожилой профессор не выдерживает напряжения и умирает. Его жена остаётся одна на вилле, содержать которую становится всё труднее и труднее. Женщина живёт лишь надеждой на возвращение Робертино, но они тщетны: молодой человек пропал без вести при наступлении на вражеские позиции. Звани, тоже призванный в армию, смог уцелеть в кровавом вихре войны и вернуться в родные пенаты, но мира, в котором он вырос, более не существовало. Жители его деревни, увлечённые левой пропагандой, поднялись на бунт против высших классов. Сбывается мечта Мингона: он по дешёвке покупает господский дом и земли, но его радость длится недолго, потому что на приобретённую собственность активно посягает крестьянская беднота, считающая нового владельца эксплуататором. Во время одного из таких конфликтов Мингона валит с ног приступ и он умирает. Заключительные 25 минут фильма очень внушительны в плане драматизма, наибольшее впечатление производит картина опустевшей виллы, по которой в безумном ожидании возвращения Робертино бродит его мама, превратившаяся из цветущей женщины в старуху.
Действие преимущественно происходит на вилле и её окрестностях, где друг с другом соприкасаются два мира: буржуазии и крестьян. Интересно, что на экране эта локация имеет двойственный характер: ворота принадлежали вилле Барберини, а в качестве дома использовался Casale di Santa Fumia (обе постройки расположены на территории Рима). Брузати умело создаёт атмосферу того далёкого времени – Италии первых двух десятилетий 20 века. Автором ласкающего слух музыкального сопровождения стал композитор румынского происхождения Роман Влад.
Главные роли исполнили Жак Шабассоль (Робертино) и Альбино Кокко (Звани). Оба были совсем малоизвестными актёрами с небольшими послужными списками, но с возложенной на них задачей они справились на отлично.
«Хозяин – это я!» – прекрасная адаптация романа Альфредо Панцини, оригинальная «фреска», извлечённая из вод Леты ценителями чёрно-белых раритетов итальянского кино.