Рецензия на фильм «Хот-род»
Хот-роды – особый вид американских автомобилей, которые создавались кустарной модификацией обычных машин: с целью улучшения скоростных характеристик с последних снимали капоты, лобовые стёкла, крылья и т.д., а также заменяли «родные» двигатели более мощными. Первые хот-роды появились ещё в конце 1930-х гг., но их бум пришёлся на послевоенное пятнадцатилетие, чему поспособствовали низкие цены на подержанные авто и наличие большого количества заброшенных/редко используемых военных аэродромов, которые любители приспособили для своих заездов. Популярность хот-роддинга нашла отражение и в киноискусстве того времени. Обычно эта тематика ассоциируется лишь с лентами 1956-1958 гг., снятыми Лесли Мартинсоном (Hot Rod Girl, Hot Rod Rumble), Эдвардом Л.Каном (Dragstrip Girl), Лью Лэндерсом (Hot Rod Gang), Уильямом Хоулом-младшим (Ghost of Dragstrip Hollow) и Полом Хелмиком (Teenage Thunder), хотя первопроходцем был Крэйн Уилбур и его «Дьявол на колёсах» (The Devil on wheels, 1947). А в 1950 году её затронул Льюис Д. Коллинз, снявший фильм «Хот-род» (Hot Rod).
Среди молодых людей Калифорнии распространяется новая мода – хотроддинг. Одним из тех, кого увлекло новое поветрие, является молодой человек по имени Дэвид Лэнгхэм...
«Хот-род» был спродюсирован компанией Monogram Pictures, чьей специализацией на кинорынке США были poverty row («фильмы для бедных»): так на голливудском слэнге именовались незамысловатые картины, делавшиеся по принципу cheap and quick (быстро и дёшево), буквально в товарных количествах для удовлетворения зашкаливающего спроса со стороны не принадлежащих студиям кинотеатров, которые посещала нетребовательная и не очень платёжеспособная клиентура. Кроме того, эта деятельность имела ещё и довольно важное социальное значение, ибо обеспечивала хоть каким-то заработком режиссёров, актёров, сценаристов и многочисленный технический персонал. В общем, здесь было больше экономики, чем искусства.
Юный студент колледжа Дэвид с головой погружён в тему хот-родов. Он, как и многие его сверстники, хочет быть в теме, в том числе и чтобы иметь успех среди девушек, одна из которых (Джейни) ему очень нравится. Проблема Дэвида в том, что его отец, местный судья, категорически не одобряет увлечение младшего сына, потому что на своей работе он нередко сталкивается с этими молодыми гонщиками, которые нарушают правила езды или вообще заканчивают свою жизнь в придорожном кювете со сломанной шеей. Воззрения отца на эту проблему близки и старшему брату Дэйва, Джо, работающему в полиции. Но Дэйв упрямо идёт наперекор родственникам, тайно работая над превращением своего старенького автомобиля в быстроходный хот-род, в чём ему помогает закадычный друг Кларенс по прозвищу Свифти.
Льюис Д. Коллинз создавал фильмы конвейерным способом, отдавая предпочтение вестернам – самому малозатратному в финансовом смысле жанру, так что teen-oriented racing movie был для него настоящей terra incognita. Несмотря на это, ему удалось выдать вполне приличное кино, которое можно смотреть без боязни заснуть от скуки или нарваться на откровенно глупый сюжет (как в случае с уже упомянутым «Призраком лощины Драгстрип» (Ghost of Dragstrip Hollow)). «Хот-род» в зачаточном виде презентует проблематику конфликта поколений, которая в недалёком будущем станет активно разрабатываться разноуровневыми американскими кинематографистами. Проблема отцов и детей решается Коллинзом в исключительно позитивном ключе, без намёка на какую-либо драму или криминал.
Судью Лэнгхема пытаются убедить в необходимости создания для хотроддеров специальной трассы, где они могли бы спокойно проводить свои соревнования, вместо того, чтобы подвергать себя риску на обычных дорогах. Но неожиданно Дэвида обвиняют в неосторожном вождении, в результате которого его хот-род повредил дорогой автомобиль. Юноша предстаёт в качестве обвиняемого перед собственным отцом, намеренным не только наказать непутёвого сына по полной, но и раз и навсегда поставить крест на идее официальных соревнований по хотроддингу. Но истинный виновник ДТП – соперник Дэйва по автомобильно-любовным делам – проявляет благородство и признаётся в содеянном прямо в зале суда. А после того, как Дэвид и Свифти помогают полиции в деле задержания угонщика, то на улицу хотроддеров приходит праздник: судья лично открывает гоночный трек.
На протяжении часа на экране царит лёгкое настроение послевоенной Америки, где возродился массовый выпуск автомобилей, на несколько лет остановленный интенсивной работой промышленности для нужд фронта, а молодые люди и девушки ещё оставались достаточно «ручными» и конфликты с родителями не имели высокой степени интенсивности и трагичности. Съёмки проходили в Лос-Анджелесе, а начинается фильм с документальных кадров массового заезда хот-родов по дну высохшего озера Эль Мираж, что смотрится необычно.
В «Хот-роде» появились весьма известные актёры: Джимми Лэйдон (Дэвид), Арт Бейкер (его отец), Майрон Хэйли (Джо), Глория Уинтерс (Джейни) и Гил Стрэттон (Свифти). Персонаж последнего выделяется из-за своего забавного дребезжащего голоса, что привносит немного юмора.
«Хот-род» – заслуживающий внимания старомодный фильм, на несколько лет предвосхитивший аналогичные картины 2-й половины 1950-х.