Запретные игры Аретино Пьетро

Оригинальное название: I giochi proibiti dell'Aretino Pietro, Tales of erotica, Forbidden adventures.

Производство: Италия 1972г.

Режиссёр: Пьеро Реньоли.

В ролях: Тони Кендалл, Феми Бенусси, Розита Торош, Орхидея Де Сантис, Ширли Корриган,
Ливио Галасси, Анджела Ковелло, Изабель Маршалл, Розмари Линдт, Алессандро Перелла, Паола Корацци.

Рецензия на фильм «Запретные игры Аретино Пьетро»

Автор обзора: Almost Human.

В разгар декамеротической лихорадки начала 1970-х годов отдельные кинематографисты задумывались о новых первоисточниках, взамен практически полностью исчерпанных текстов Боккаччо, которые могли бы обеспечить культурное алиби для их не совсем пристойных с точки зрения цензуры творений. Несколько деятелей обратили своё внимание на фигуру Пьетро Аретино – знаменитого писателя эпохи Ренессанса, из-под пера которого вышел в том числе и ряд неприличных историй, написанных далёким от изящества языком. Всего по мотивам произведений Аретино сняли 4 фильма, одним из которых был «Запретные игры Аретино Пьетро» (I giochi proibiti de l'Aretino Pietro, 1972) Пьеро Реньоли.

Четыре молодых женщины из Губбио предстают перед судом по обвинению в нарушении законов общественной нравственности. Каждая из обвиняемых подробно расскажет об обстоятельствах, приведших её на скамью подсудимых...

Пьеро Реньоли был одним из ведущих сценаристов итальянского кинематографа: он написал около сотни сценариев, по которым было снято немало отличных фильмов самых разных жанров. А вот в качестве режиссёра он известен куда менее и, в основном, вспоминается как создатель готико-эротического хоррора «Последняя жертва вампира» (L'ultima preda del vampiro, 1960). В 1972 году, на волне моды на картины a la «Декамерон», Реньоли взялся за экранную адаптацию романа Пьетро Аретино «Ragionamenti». Посмотрим же, что у него получилось.

Фильм состоит из четырёх сегментов, каждый из которых соответствует рассказу одной из дам, привлечённых к ответственности. Первый сегмент называется «Монахиня» или «Сестра» (Una suora). Его героиню зовут Тесса, которая стала послушницей, приняв имя Анжелика. Она хочет свергнуть мать-настоятельницу, для чего использует помощь своего любовника. Тесса обещает ему жаркую ночь, но для того, чтобы максимально снизить риск обнаружения, мужчина должен будет взобраться по стене монастыря до нужного окна и, зацепившись руками за наличник, пропустить внутрь свой возбуждённый орган. Любовник послушно исполняет задуманное его дамой сердца, не зная, что его мужской силой попользуются другие монахини и даже сама бадесса, о чём станет известно епископу, который получит кое-какой «подарок» от коварной Тессы. В дураках же окажется пылкий воздыхатель, переломавший себе кости при падении с высоты.

Второй сегмент именуется «Афёра» (La truffa). В нём речь идёт о Эуджении – жене пожилого и состоятельного менялы. Эуджения жалуется мужу, что их домашняя служанка не справляется со своими обязанностями, а потому ей срочно нужен помощник. Банкир соглашается и вскоре в доме появляется молодой мужчина Битто. Эуджения очень рада тому, что теперь её любовник постоянно находится рядом с ней, но ей невдомёк, что Битто крутит роман и со служанкой Лизой, которая отнюдь не так проста, как кажется на первый взгляд: эти двое придумали хитрый способ выманить деньги у своих хозяев. План удаётся, но обман будет раскрыт, хотя Битто всё равно возьмёт своё по забавному стечению обстоятельств.

В третьей части, «4 жены» (4 moglie), рассказывается о бойкой Виолетте, очень недовольной отсутствием интимной жизни со своим мужем (такая же проблема есть и у троих её подружек), который постели предпочитает пропадать в трактире с приятелями. Женщина выясняет, что после посиделок в питейном заведении мужчины посещают распутную глухонемую девушку, с которой и удовлетворяют своё сладострастие. Виолетта сообщает об этом подругам и они сообща придумывают план мести, сводящийся к тому, что ночью они займут место деревенской развратницы незаметно для своих мужей.

И, наконец, заключительная часть под заглавием «Чудо» (Il miracolo), повествует о Беттине – женщине, замученной жизнью с одержимым ревностью мужчиной, заковавшим её в пояс верности. Однажды Беттина встречается с Люче – монахом, предлагающим ей сбежать вместе с ним, заставив поверить всех вокруг, что она утонула в колодце. Дело выгорает, новоявленные любовники совершают побег, Люче удаётся снять с Беттины пояс верности, но их обнаруживают другие монахи, которые тоже алчут женской плоти. Беттина с радостью соглашается отправиться в монастырь, где регулярно ублажает братию, среди которой есть и негр. Конец этой славной жизни кладёт беременность. Чтобы женщина смогла выйти из затруднительной ситуации, монахи разыгрывают перед безутешным мужем Беттины целый спектакль, заставляя поверить того в чудесное воскрешение любимой жены. Но есть одна проблема: через восемь месяцев после возвращения в мир живых Беттина родила темнокожего ребёнка... Выслушав эти истории, судья примет весьма интересное решение.

Не берусь судить о том, в какой степени фильм соответствует своему литературному «исходнику», а потому буду оценивать его только как эксплуатационную ленту того времени.

Первое, что бросается в глаза – рациональное использование почти 90-минутного хронометража. Здесь не встретить проходных сцен, которые снимались для заполнения сюжетных лакун, всё только по делу. Тот самый специфический юмор с криками, гримасами и беготнёй представлен тут в микроскопической дозе, не могущей испортить общее впечатление. История развивается неспешно, но уверенно, сюжет не страдает размытостью. Юмористическая составляющая не приведёт к приступам гомерического хохота, но она способна создать у зрителя беззаботное настроение и вызвать лёгкую улыбку. Очень удачно подобраны локации, среди которых – Палаццо дель Подеста в городе Фабриано и находящийся там же древний монастырь. Эти старинные постройки вкупе с такими же костюмами создают претендующую на формальную точность атмосферу эпохи Аретино. Эти достоинства подчёркиваются бойким и ярким музыкальным комментарием Нико Фиденко, который приятно послушать и просто так из-за красивого женского вокала.

Поговорим об обнажённой натуре. Первоначально фильм был запрещён из-за «исключительно эротического и отчасти порнографического содержания, оскорбляющего нравственность», но потом его всё же допустили к показам в несколько «амортизированном» виде. Эротики здесь действительно хватает, но она неброская, особенно в смысле фронтального оголения. Заметим, что наряду с оригинальной итальянской версией, существует ещё и французская, «обогащённая» дополнительными 10 минутами откровенных сцен.

Для пикантной комедии большое, а подчас и решающее значение, имеют актрисы. Реньоли смог собрать на съёмочной площадке целый ряд персон нужного профиля: Феми Бенусси, Орхидею де Сантис, Ширли Корриган, Розиту Торош, Розмари Линдт, Анджелу Ковелло, Изабель Маршаль, Энцу Сбордоне, Марлен Ран и Паолу Корацци. Этот великолепный цветник прекрасно украшает собой фильм. Из актёров выделяется Тони Кендалл (Лучиано Стелла), играющий ведущие роли во 2-м и 4-м эпизодах.

«Запретные игры Аретино Пьетро» – очень милый маленький decamerotico, который станет хорошим развлечением для ценителей озорных итальянских комедий, так точно воспроизводящих все оттенки жизнелюбивого латинского сладострастия.