Гений, два земляка и птенчик
Оригинальное название: Un genio, due compari, un pollo, A Genius, Two Partners and a Dupe, A Genius, Two Friends, and an Idiot.
Производство: Италия-Франция-ФРГ 1975г.
Режиссёр: Дамиано Дамиани, Серджио Леоне (нет в титрах), Джулиано Монтальдо (нет в титрах).
В ролях:
Теренс Хилл, Патрик МакГуэн, Миу-Миу, Робер Шарльбуа, Клаус Кински, Раймунд Хармсторф, Пьеро Вида,
Рик Батталья, Марио Брега, Клара Колозимо, Пьетро Торризи, Ренато Балдини, Фурио Меникони,
Бенито Стефанелли, Фернандо Черулли.
Рецензия на фильм «Гений, два земляка и птенчик»
В середине 1970-х, когда жанр спагетти-вестерна был уже почти мертв, Серджио Леоне приходит идея снять ещё один фильм про ковбоев на Диком Западе, на этот раз с более комедийным уклоном. Сам он снимает лишь вступительную сцену, а остальную часть фильма поручил доделать Дамиано Дамиани, который специализировался на жестких криминальных драмах о коррупции в верхних эшелонах власти и связях высших чиновников с мафией. А помог ему в этом Джулиано Монтальдо, который, по некоторым данным, поставил одну сцену с индейцами.
Когда фильм был почти завершен, некие неизвестные украли пленку с отснятым материалом и требовали за неё выкуп. Дамиани отказался платить и вести с ними переговоры, из-за чего фильм пришлось монтировать из оставшегося материала, пробных дублей и тому подобных вещей. Серджио Леоне совершенно не понравился получившийся фильм, из-за чего он потребовал убрать своё имя из титров и больше никогда не возвращался к жанру спагетти-вестерна.
Главный герой – бродячий ковбой Джон Сэнкс (Теренс Хилл). В один день он прибывает в очередной городок Дикого Запада и узнает, что неподалеку расквартировался полк военных под руководством майора Кэбота (Патрик МакГуэн), который хочет выкупить землю местных индейцев за 300 тыс. долларов. На самом деле она стоит гораздо дороже, ибо по некоторым данным в этих местах обнаружено золото. Сэнкс объединяет свои усилия с другим прохвостом по кличке Паровоз Билл (Робер Шарльбуа) и их общей подругой Люси (Миу-Миу), чтобы обмануть Кэбота и не допустить захвата земель индейцев…
Идея сюжета принадлежит Серджио Леоне, а над сценарием работали не нуждающиеся в представлении Дамиани, Эрнесто Гастальди и Фульвио Морселла. Скорее всего, авторы создавали главных персонажей под впечатлением от известного фильма Бертрана Блие «Вальсирующие» (Les valseuses, 1974). Только они не стали переносить извращения, безумие и разврат из оригинала, а ограничились лишь созданием странного любовного треугольника, в котором героиня Миу-Миу (игравшая и в оригинале) «любит» обоих своих мужчин, а они ничего не имеют против. Конечно же, эта связь неявная, а прослеживается лишь благодаря едва заметным намекам, обрывкам фраз и никогда не выходит за рамки приличия. Всё же, это вестерн, тем более комедийный и с участием Теренса Хилла, чьё имя тогда уже ассоциировалось у зрителей с невинными добрыми комедийными фильмами без возрастных ограничений.
Будучи высоко политизированным режиссёром, Дамиано Дамини не смог полностью абстрагироваться от сферы своих интересов.... И если его криминальные ленты смотрелись очень хорошо, обличали власть имущих, их коррумпированность, связи с мафией и несли правильный посыл зрителю, то тут получился вестерн в стиле ГДР'овских поделок про «хороших» индейцев и «плохих бледнолицых» да ещё и с комедийным уклоном. Авторы одновременно пытаются показать борьбу честных людей в лице Хилла и компании с группой коррупционеров (военные), угнетающих местное население, но всё это утопает в попытке смешать вестерн с Heist film (фильм-ограбление) и очень примитивной комедией. На протяжении почти двух часов главные герои (сами тоже не без греха) будут пытаться обмануть то друг друга, то военных, то кого-либо ещё, а попутно майор Кэбот попытается надуть индейцев и выдать Паровоза Билла за приехавшего с проверкой представителя правительства США. Эти бесконечные попытки обмануть всех и вся вкупе с совершенно несмешными шутками и беготней в традициях самых дешевых худших комедийных вестернов Италии того времени очень быстро надоедают и вызывают скуку. Весь посыл, да и сама история утопает в очередных планах кого-либо из героев кого-то облапошить и сбежать с награбленным. В финале они также начнут грызться из-за добычи (видимо, неуклюжая цитата из «Хороший, плохой, злой» Леоне), но всё же решат поступить по-честному и отдать деньги индейцам, на чём фильм и заканчивается.
Возможно, фильм смотрелся бы лучше, если бы пленку с отснятым материалом не украли неизвестные или если бы Дамиани пошел с ними на переговоры и договорился о выкупе. А так картина смотрится крайне тяжело, энтузиазма не вызывает и быстро надоедает однообразными ужимками, попытками персонажей перехитрить друг друга и бесполезной беготней. Всё это мы уже видели в трэшэвых комедийных вестернах того времени. Авторам следовало бы поучиться у того же Энцо Барбони, который смог снять вполне приличные комедийные вестерны с тем же Хиллом, а не превращать главных героев в, по сути, бомжей, спящих в песке посреди улицы и при этом отлично управляющихся с оружием. Музыкальное сопровождение Эннио Морриконе словно подчеркивает идиотизм происходящего и временами представляет собой примитивные каламбурные мелодии, которые невозможно воспринимать серьезно (справедливости ради отмечу, что хорошая музыка в фильме тоже есть).
Исполнитель главной роли Теренс Хилл хорошо смотрится на экране. Для него подобная роль не нова и его участие в фильме – это уже преимущество, но на одном хорошем актёре выехать нельзя. Очень блекло на его фоне смотрится Робер Шарльбуа, который большую часть экранного времени бегает в грязных лохмотьях. Миу-Миу досталась роль их экранной подружки и на этот раз она не участвует в сценах с обнаженкой. Роль жаждущего заполучить золотые прииски майора Кэбота исполнил известный британский актёр Патрик МакГуэн, но его талант и харизма также потрачены впустую. Ещё более неуместно выглядит здесь Клаус Кински, который ненадолго появляется в самом начале фильма – актёр с такой внешностью и характером играет какого-то несуразного стрелка, мнящего себя профессионалом. Трюки в сценах с ним отдают откровенным маразмом, а английский дубляж просто омерзителен.
«Гений, два земляка и птенчик» – крайне слабая работа, от которой вполне справедливо открестился Серджио Леоне. Если бы не имена в титрах, то можно было бы подумать, что это очередная комедийная трэш-поделка, которые штамповали пачками как раз во времена выхода на экраны этого фильма. И надо сказать, что некоторые из этих поделок смотрятся куда лучше, чем обозреваемый фильм, который иначе как полным провалом не назовешь.