Рецензия на фильм «Холодные тропы преступления»
1974 год в карьере испанского режиссёра Карлоса Ауреда ознаменовался двумя работами в жанре «триллер» и фильмом ужасов «Голубые глаза сломанной куклы» (Los ojos azules de la muñeca rota). И если последний получил хорошую дистрибуцию и культовый статус, то остальные два в наши дни считаются полностью забытыми. «Ночь ярости» (La noche de la furia) ходила очень давно на видео, а «Холодные тропы преступления» так и вообще малоизвестны даже западной аудитории…
Главным героем фильма является Фред Коннор (Даниэль Мартин), респектабельный человек, женатый на богатой женщине по имени Джейн (Мария Перши), благодаря которой и достиг успеха. Их отношения уже давно дали трещину, но Джейн относится к той породе властных женщин, которые не привыкли просто так сдаваться. Узнав, что у Фреда появилась молодая любовница Хелен (Агата Лис), она начинает всячески издеваться над ним и грозится лишить его не только состояния, но и престижной работы. В это же время по городу прокатилась странная серия убийств состоятельных женщин. Их совершает некто в чёрных одеждах и, несмотря на пропажу драгоценностей, мотивом его преступлений являются отнюдь не украшения и бриллианты. В один день этот таинственный маньяк звонит Фреду с предложением решить его проблему с супругой за определенную сумму денег…
Этот фильм причисляют к жанру джалло, хотя в чистом виде он таковым не является, но всё же имеет ряд отличительных черт, присущих стильным итальянским триллерам. Действительно, главным злодеем является призрачный убийца, который одевается в чёрное, носит перчатки, и личность которого будет установлена только в финале. Но в то же время, авторы скорее концентрируются на взаимоотношениях Фреда и Джейн, а впоследствии ещё больше закручивают интриги вокруг порочного любовного треугольника, из которого так не хочет уходить последняя. Возможно, именно поэтому они не уделяют должного внимания убийствам, которые совершает маньяк. По большому счёту, эти сцены вполне гармонично смотрелись бы в каком-нибудь чистом детективе, ибо сцены эти однотипные и лишены какого-либо натурализма. Маньяк просто пробирается в дом жертвы и душит её веревкой – всё происходит довольно быстро и целомудренно.
Что же касается детективной интриги, то с этим всё в порядке. Несмотря на полное отсутствие жестокого насилия и обнаженки, фильм всё равно увлечет любителей жанра достаточно интересным любовным треугольником. Фред хочет уйти от своей жены, но та жаждет мести и готова превратить его в нищего, если он посмеет подать на развод. Она нанимает людей для слежки за ним, а впоследствии пытается раздобыть компромат и на Хелен, чтобы опорочить её в глазах мужа. Убийца также знает всё о Фреде и в один момент ему удается заставить его принять своё предложение. И когда Коннор соглашается, авторы вновь удивляют зрителя неожиданным поворотом событий. Я бы сказал, что «Холодные тропы преступления», скорее, триллер, чем джалло.
Но самое необычное в этом фильме – атмосфера и музыка. Несмотря на год производства, он смотрится, как будто был снят максимум в середине 1960-х. Солнечная жизнерадостная атмосфера, беззаботная жизнь богатых людей, роскошные автомобили, соответствующий симфонический саундтрек уносят зрителя в те далекие, спокойные, беззаботные времена, которые в будущем перечеркнет 1968 год и последующие кризисы. Подобная атмосфера, визуальный ряд и музыка опять таки свойственны больше триллерам и детективам 1960-х, нежели мрачным и загадочным джалло.
Что можно сказать в завершении этого обзора? «Холодные тропы преступления» – вполне пригодный для просмотра триллер, который непременно подарит 80 минут удовольствия любителям еврокульта. Не стоит ожидать от этого фильма слишком многого, ибо это просто типичная лента того времени, без каких-либо изысков, но в то же время достаточно хорошо снятая и достойная внимания любителей жанра.