Рецензия на фильм «Эдипеон»
Первоначально малоизвестный итальянский режиссёр Лоренцо Артале хотел стать актёром и даже получил диплом Свободной Академии Театра (Libera Accademia di Teatro), где учился под руководством Петра Шарова. Но войти в мир кино не так легко даже с дипломом, поэтому снявшись на второстепенных ролях менее чем в 10 фильмах, Артале решает попробовать себя в качестве режиссёра и в 1964 году снимает свою дебютную ленту под названием «Эти несколько летних дней» (Quei pochi giorni d'estate), информации о которой на момент написания рецензии найти не удалось. После этого следует большой перерыв, во время которого Артале вновь снимается в нескольких фильмах, после чего в начале 1970-х он выпускает сразу три картины, которые имели очень ограниченный прокат, почти не издавались на видео и быстро канули в лету. Сейчас мы поговорим о первой его работе этого периода – фильме 1970 года «Эдипеон».
Главный герой фильма – молодой инженер Джанни (Кристиан Хэй), происходящий из очень состоятельной семьи. С детства он страдает Эдиповым комплексом и питает нездоровую приязнь к матери Джузи (Магали Ноэль), с которой живет в одном имении. С малых лет мальчик ревновал мать даже к своему отцу, и повзрослев, не утратил своего влечения. Из-за этого у него не получается устроить личную жизнь и он начинает посещать «дом свиданий», где встречает Лолу (Айше Нана), молодую и очень популярную у клиентов проститутку. В этой девушке Джанни видит сходство с собственной матерью и с этого момента становится буквально одержим ей. С каждым визитом он всё напористее предлагает выйти за него замуж и жить вместе, но Лола, что называется, любит свою работу и не хочет менять привычную жизнь на узы брака. Джанни удается уговорить её пожить некоторое время в его особняке, но впоследствии девушка всё равно уходит и прямо говорит настойчивому ухажеру, что больше не желает его видеть. Будучи крайне расстроенным, главный герой предпринимает неудачную попытку свести счёты с жизнью. Узнав об этом, его брат Паоло (Роберто Ланде) отправляется к Лоле и буквально силой и угрозами заставляет её выйти замуж на Джанни, обещая, что не будет возражать, если она решит не хранить верность мужу. Казалось бы, для Джанни настали счастливые дни, но это лишь иллюзия, ибо копящиеся противоречия и особый нрав Лолы дадут о себе знать, что постепенно приведет к трагической развязке странного романа…
Сюжет этого фильма написала исполнительница главной роли Айше Нана, актриса армянского происхождения, родившаяся в Бейруте и начавшая карьеру в Турции. Она прославилась тем, что 5 ноября 1958 года исполнила стриптиз в баре «Ругантино» в Риме, где собиралась богатая публика. Опубликованные в газетах снимки вызывали скандал и вдохновили Федерико Феллини снять аналогичную сцену в своём фильме «Сладкая жизнь» (La dolce vita, 1960). Лоренцо Артале превратил её сюжет в сценарий и поставил фильм.
Итак, перед нами очередной фильм, который мог появиться только в 1970-е и только в Италии. В те времена именно в Италии выходило много странных, порой бессюжетных, безумных фильмов, многие из которых даже не получили нормальной дистрибуции и не принесли денег своим создателям, но те продолжали снимать новые картины, словно остановка этого конвейера приведет к концу света. Именно в те времена итальянские авторы не боялись исследовать запретные темы, такие как сексуальность, перверсии, психические отклонения, странные политические взгляды и даже смешение политики и психиатрии. В то время в среде левых намечался отход от старого марксизма и переход к новому типу идеологии (во многом стараниями представителей Франкфуртской школы), включающему в себя воззрения не только об угнетении человека капиталистической системой, но и о психическом нездоровье индивида в таком обществе. Теодор Адорно не раз писал, что эмоциональное расстройство является вечным спутником позднего капитализма. Именно это и нашло отражение в ленте Артале.
Главный герой – богатый и успешный молодой человек, который может жить в своё удовольствие и ни в чем не нуждаться, но это не приносит ему счастья, ибо его психическое расстройство с годами прогрессирует и лишает обычных людских радостей. Семья делает всё возможное, чтобы «излечить его» и находит нужный «препарат». В одной из сцен брат Джанни говорит Лоле «Ты – его лекарство», а само обращение братьев с девушкой похоже на обращение с вещью. Один легко платит крупную сумму владелице борделя, чтобы забрать Лолу, а второй принуждает её выйти замуж и начать новую жизнь с нелюбимым человеком, обрекая на вечное угнетение. Но постепенно девушка решается на бунт и постепенно подчиняет своей власти бывшего «хозяина», а его брат оказывается в щепетильной ситуации, которая делает его тоже причастным и зависимым. Все эти хитросплетения отношений приводят к закономерному трагическому финалу.
Фильм идет почти 100 минут, но, начав смотреть его, можно легко потерять счет времени. Несмотря на дешевизну постановки, некоторые несуразности сценария, картина очень быстро захватывает внимание зрителя, окунает его в водоворот эмоциональных приключений героев и плавно подводит к развязке, которая устроит небольшую встряску успевшему расслабиться зрителю. Все это предлагается зрителю в эстетически красивом антураже: роскошная вилла семьи Джанни, стильные костюмы, красивые женщины, люксовые автомобили и красивые виды непременно понравятся ценителям прекрасного, а кульминационная сцена, в которой Лола по просьбе клиента изображает древнегреческою статую, подарит зрителю настоящее эстетическое наслаждение. Всё это обрамляет ненавязчивая, легкая, успокаивающая музыка Стельвио Чиприани.
На главные роли были приглашены далеко не звезды. Несмотря на скандальный эпизод со стриптизом в конце 1950-х и страстное желание стать актрисой, карьера исполнительницы главной роли Айши Наны не задалась. Она так и осталась актрисой второсортных и малоизвестных фильмов. В данном фильме ей очень хорошо удалось воплотить на экране образ строптивой Лолы, которая постепенно превращается из «вещи» в «революционера», готового перевернуть весь мир, лишь бы отделаться об психически нездорового и чертовски богатого ухажера. Этого самого ухажера сыграл француз Кристиан Хэй (его фамилия по-французски должна читаться как «Э», но я взял англоязычный вариант, так как везде используют его). Имея весьма скудную фильмографию, этот актёр солидно смотрится на экране и при должной раскрутке мог бы сделать неплохую карьеру. А вот настоящие звезды того времени – Магали Ноэль и Массимо Серато – выступили на второстепенных ролях – матери главного героя и её ухажера соответственно. Небезызвестная актриса русского происхождения Элен Шанель выступила в роли хозяйки борделя, в котором состоялась роковая встречал Лолы и Джанни.
Если показать современному рядовому зрителю «Эдипеон», то в ответ будет либо слова о скучности, либо шок от сюжета. Такое кино больше не снимают, а если современные авторы и исследуют запретные тему, то делают это бездарно, натуралистично, стараясь показать как можно больше мерзостей и запихать политическое послание. «Эдипеон» же – это тонкое, изящное кино, умело препарирующее запретную тему и предлагающую её в эстетически красивой обертке. Прекрасное кино, просмотр которого я могу рекомендовать только тем, «кто в теме».