Рецензия на фильм «Куда летят серебристые вороны?»
После своего дебютного (не считая ряда короткометражек) фильма «Шкура бандита» (Pelle di bandito, 1969) режиссёр Пьеро Ливи почти на 10 лет отходит от мира кино. Личность он крайне малоизвестная и вряд ли уже удастся узнать, чем он занимался все эти годы. Но в 1976 году он возвращается в режиссёрское кресло и снимает, можно сказать, продолжение своего дебюта – мафиозную драму «Куда летят серебристые вороны?», незаметно прошедшую по экранам Италии в 1977 году (и в 1980-м году, как ни странно, попавшую в СССР, но видимо, не для широкого проката). Название фильма является отсылкой к малоизвестной южноамериканской легенде о Серебряных воронах, мудрых птицах, которые не могут атаковать друг друга из-за отражающегося от их серебристых перьев солнца.
Фильм снимался на о. Сардинии и его действие разворачивается там же. В прологе нам показывают, как группа бандитов организовывает похищение человека. Один из них (Бруно Корадзари) убивает свидетеля-пастуха Джачинто Фронтедду. Через некоторое время в поселение из Милана приезжает его старший брат Истевене (Коррадо Пани), который давно покинул эти края и стал городским жителем, отошедшим от религии и древних традиций кровной мести. Но вся семья жаждет, чтобы он отомстил за брата, иначе все они будут покрыты позором. Местный влиятельный человек Майнедду (Ренцо Монтаньяни) даже вызывается помочь ему найти убийцу, но у Истевене свои планы на решение этого вопроса…
В своём втором фильме Пьеро Ливи возвращается к теме юга Италии, его традиций и жизни и снимает довольно необычное кино, которое фокусируется не на мафиозных делах и мести, а на внутреннем мире главного героя и столкновении древних жестоких традиций и современности. Он говорил, что неконтролируемое насилие постепенно набирает обороты и вчерашние мстители становятся бандитами, а кто-то из них начинает зарабатывать себе на жизнь, неся смерть другим. И в этом фильме он показывает столкновение двух миров – мира бедных жителей маленькой деревушки, всё ещё живущих по древним традициям, и мира «цивилизованных» людей. Весь фильм главный герой будет в напряжении и в натянутых отношениях не только с родителями и уважаемыми людьми города, но и собственной бывшей возлюбленной Джованнанджелой – все они ждут от него мести. Если он этого не сделает, то его семья будет опозорена и должна будет отказаться от него, но сам Иствене понимает, что лишь положит начало новой волне насилия.
Режиссёр очень хорошо показывает нравы жителей удаленной сардинской деревушки, которые не приемлют никаких отступлений от многовековых традиций и даже покидают церковь, когда местный священник отошел от привычных проповедей и попытался заговорить о вреде насилия и необходимых переменах. Ему вторил местный интеллектуал Подда, которого также ждёт незавидная судьба. Сам же Истевене твердо решил поступать так, как велит ему сердце и даже смог найти понимание со стороны некоторых жителей, но пессимистичный финал расставляет всё на свои места. Очень тяжело одномоментно поменять людей, столетиями живущих в едином укладе: на это нужны поколения. И можно бесконечно осуждать насилие, но такова природа человека – если ты перестаешь быть хищником, ты становишься жертвой. И мы прекрасно можем это наблюдать спустя несколько поколений в наши дни…
Как я уже сказал выше, фильм снимался на о. Сардиния, а это значит, что зрителя ждёт множество сцен, в которых авторы покажут живописную природу тех мест, старинные поселения и дома, традиционный быт бедных людей того времени и их отношения. В какие-то моменты фильм напоминает спагетти-вестерн: палящее солнце, пустынные городки, бандиты, которые могут убить в любой момент, и суровые законы жизни тех мест очень перекликаются с тем, что мы можем увидеть в ковбойских фильмах. Только здесь авторы мастерски воссоздают особую знойную атмосферу традиционного итальянского юга, одновременно опасную и притягательную. Здесь почти не будет перестрелок и действия, это более атмосферное и вдумчивое кино, где с самых первых кадров зритель попадает в те далекие места и станет свидетелем происходящих там событий. Всё это сопровождает необычный, местами рокерский саундтрек Эджисто Макки и Клаудио Таллино, который, как ни странно, подходит к содержанию фильма, хотя лично я ожидал услышать более традиционные для тех мест мелодии.
Итальянские зрители жалуются, что в фильме практически не задействованы люди, родившиеся в тех местах, и что это не придает фильму реалистичности. Но иностранцы вряд ли обратят на это внимание, тем более, что актёрский состав весьма хорош. Коррадо Пани отлично передал на экране образ меланхоличного и терзаемого внутренней борьбой Истевене. Джампьеро Альбертини суров и непримирим в роли его отца. Известный комик Ренцо Монтаньяни на этот раз обошелся без улыбки и смотрится убедительно, хоть и непривычно в роли влиятельного Маинедду, а Флавио Буччи исполнил роль его сына. Главная женская роль досталась Марианджеле Джордано, которая исполнила роль экранной невесты героя Буччи (хотя она на 10 лет старше его) и выглядит как традиционная жительница юга Италии. Дженни Тамбури сыграла невесту Истевене, но у неё не так много экранного времени, впрочем как и у Паоло Малко, которому досталось играть местного интеллектуала, с чем он отлично справился.
«Куда летят серебряные вороны?» – необычный фильм на тему юга Италии и мафии. Эта криминальная драма понравится всем, кто интересуется подобной тематикой. Грамотная постановка, отличный актёрский состав, приятная музыка и великолепно воссозданная атмосфера вряд ли оставят равнодушными тех, кто решится на просмотр этого творения. Рекомендации.