Одномерная женщина

Оригинальное название: La donna a una dimensione, La marcusiana.

Производство: Италия 1969г.

Режиссёр: Бруно Баратти.

В ролях: Франсуаза Прево, Массимо Фаринелли, Габриэла Боккардо (Габриэла Гримальди),
Иза Миранда, Ландо Будзанка (нет в титрах), Миммо Поли (нет в титрах).

Рецензия на фильм «Одномерная женщина»

Автор обзора: Almost Human.

Популярность в Италии левых идей разного спектра (особенно среди молодёжи) стимулировала некоторых местных режиссёров снимать подобного рода фильмы. В числе тех, кто взялся за такую работу, был и Бруно Баратти, выпустивший в 1969 году ленту «Одномерная женщина» (La donna a una dimensione).

Прандо и Афдера – отпрыски богатой семьи, вернувшиеся домой после учёбы в престижном учебном заведении. По прибытии в фамильный особняк брата с сестрой ждёт не совсем приятный сюрприз: Паола, их мать, стала ярой сторонницей «красных»...

Название данного фильма прямо намекает на книгу немецко-американского философа Герберта Маркузе «Одномерный человек» (1964), которая имела громадное влияние на т.н. «новых левых», поставив своего автора в один ряд с Карлом Марксом и Мао Цзэдуном. Суть этого пространного труда сводилась примерно к следующему: западное общество потребления, несмотря на его кажущуюся демократичность, на самом деле глубоко тоталитарно, потому что сумело навязать подавляющему большинству своих членов ложные ценности. С этим положением дел нужно бороться, и лучшим средством для этой борьбы является т.н. «Великий Отказ» – радикальное отрицание норм «репрессивного» социума. Собственно, альтернативной титулатурой картины была «La marcusiana», что не оставляет никаких сомнений в источнике вдохновения Баратти.

На деле «Женщина» имеет весьма поверхностное отношение к знаменитому труду Маркузе: она появилась в рамках т.н. «кино контестации», чьи основы были заложены несколькими годами ранее Марко Беллоккьо в скандальной ленте «Кулаки в кармане» (Pugni in tasca, 1965), ставшей в те годы настоящим шоком для зрителей из-за своего провокационного и аморального содержания. Последователи Беллоккьо следовали нехитрому рецепту, который предписывал смешивание в одном флаконе левацкой фразеологии, насилия, желательно болезненной эротики и ещё какой-нибудь затейливости.

Юные студенты обнаруживают, что в доме всё перевернулось с ног на голову. Слуги отказываются выполнять свои обязанности, стены особняка увешаны портретами Ленина и Че Гевары, мать требует называть себя по имени и заставляет детей прислуживать персоналу. Она спокойно показывается сыну и дочери в голом виде, а позже выясняется, что Паола имеет извращённые отношения с одним из своих подчинённых, который по просьбе хозяйки избивает её плёткой. Досуг женщина предпочитает проводить в кругу политических единомышленников, которым она очень хочет доказать свою преданность, не брезгуя ради этого даже разбросать конфетти на похоронах пожилого друга семьи. Но степень радикализма дамы возрастает, и она планирует осуществить дерзкий план своих соратников, задумавших взорвать местный завод, причём сделать это руками собственных детей (важная деталь: предприятие, предназначенное для атаки, принадлежит мужу Паолы).

Образ женщины раскрыт хорошо. Это богатая особа, не получающая внимания от мужа (его фигура вообще имеет фантомный характер: его никогда не показывают полностью и за весь фильм он появляется всего пару раз) и не совсем устойчивая психически. Она серьёзно увлекается левацкой идеологией и рьяно воплощает её установки в жизнь. Когда дети возвращаются домой, Паола немедленно берётся за их психологическую обработку, даже применяя опасные манипуляции (симуляцию отравления) и насилие. Её усилия не проходят даром, и брат с сестрой перенимают материнские взгляды на мир. Афдора не стесняется обнажаться перед братом и лезть к нему в постель (мотивируя это страхом оставаться одной), а потом молодые люди угоняют спортивный автомобиль, на котором едва не сбивают подвернувшихся им под руку случайных людей, среди которых был пожилой мужчина и дети. Но в решающий момент юноша и девушка дают заднюю, отказавшись взрывать семейный завод.

Полуторачасовой фильм идёт неспешно. История исчерпывает себя по прошествии часа и дальше режиссёр выдавливает из себя новые сцены, хотя ему явно больше нечего сказать. Финал можно назвать интересным, но вместе с тем он не совсем понятен: то ли всё произошло по-настоящему, то ли это были галлюцинации Паолы.

«Женщина» в основном снималась в Риме, на вилле с двумя круглыми крышами, расположенной в районе Ольгиата. В плане обнажённой натуры дела обстоят скромно: несколько мимолётных сцен. Музыкальное сопровождение, написанное Рицом Ортолани, очень однообразно.

На главную роль Баратти пригласил известную французскую актрису Франсуазу Прево, которая отлично сыграла Паолу. Сестра Делии Боккардо Габриелла хорошо смотрится в образе хрупкой юной блондинки Афдеры (хотя ей на тот момент было 25 лет), а Массимо Фаринелли – её брата Прандо. Отметим и обладателя запоминающейся внешности Пьеро Морджиа, начавшего свою карьеру у Пазолини: здесь он задействован как исполнитель роли садовника, выполнявшего особые прихоти главной героини.

«Одномерная женщина» – претендующая на интеллектуальность картина, снятая на волне моды на «кино гнева», по канонам «Кулаков в кармане», в которой нет ничего оригинального. Этот безвестный фильм может заинтересовать разве что самых верных поклонников итальянского кинематографа тех лет.