Преступление на Виа Теулада
Оригинальное название: Delitto in Via Teulada.
Производство: Италия 1980г.
Режиссёр: Альдо Ладо.
В ролях:
Ауретта Гэй, Пьетро Брамбилла, Альдо Сасси, Аттилио Дузе, Барбара д'Урсо, Маргерита Сестино,
Лидия Бионди, Коринн Клери (нет в титрах), Освальдо Руджери, Анна Циннеманн, Омеро Капанна (нет в титрах).
Рецензия на фильм «Преступление на Виа Теулада»
Виа Теулада – улица в Риме, на которой расположена штаб-квартира крупнейшей итальянской телерадиовещательной компании Rai. Именно в павильонах этой компании режиссёр Альдо Ладо снимал короткие пятиминутные эпизоды в жанре джалло, которые в 1979 году демонстрировали перед началом программы «Варьете» (Variery). Целью показа этих эпизодов было, скорее всего, развлечь зрителя чем-то страшным, показать смешение реальности вымысла, ибо следующая за эпизодом программа снималась в тех же декорациях и с теми же людьми.
Всего было снято 15 таких эпизодов и называлось всё это «Окрашенный в желтое» (Giallo a Strisce). Впоследствии авторы решили объединить эти эпизоды в полноценный фильм, но были вынуждены вырезать ряд сцен, которые, по их мнению, открывали интригу раньше времени и влияли на логику повествования. Так появился часовой теле-джалло «Преступление на Виа Теулада», который показали по телевидению вечером 15 августа 1980-го года.
Действие фильма происходит в павильонах огромного здания компании Rai. Одна из работниц по имени Эли (Маргерита Сестито) уверенна, что видела труп Диаманте, одной из актрис, в одном из хранилищ. Когда туда пришли остальные, тела уже не было. Никто особо не верит девушке, кроме Сандро (Пьетро Брамбилла) и слепой Лии (Ауретта Гэй). Они узнают, что пропала не только Диаманте, но и её костюм, а через некоторое время с ними связывается танцовщица Энни (Барбара д'Урсо), которая сообщает, что исчезнувшая девушка оставила ей странное послание. И в эту же ночь она становится второй жертвой неизвестного маньяка, который не собирается останавливаться и готовится нанести очередной удар…
Несмотря на ограничения телевизионного формата, которые видимо, всё равно были частично проигнорированы, у Альдо Ладо получился очень добротный джалло, который многие посмотревшие сравнивают с работами Дарио Ардженто. Помимо этого картина содержит немало документальных кадров с реальных съёмок различных передач того времени (отсюда и такое большое количество известных лиц итальянского телевидения конца 1970-х в кадре).
Действие фильма целиком и полностью происходит в помещениях штаб-квартиры Rai. Авторы смешивают кадры со съёмок различных передач и фильмов со сценами из реальной жизни и делают это так, что зритель будет гадать, какое из убийств или действий является лишь актёрской игрой, а какое происходит на самом деле. Одно из убийств, показанное в начале фильма будет долгое время считаться постановкой и только по прошествии времени и после проведенного расследования персонажи откроют для себя, что это был настоящий акт смерти.
Авторы очень сильно нагружают свою картину сценами со съёмочных площадок и съёмок различного материала, делая это с помощью довольно «рваного» монтажа, когда эпизоды резко сменяют друг друга, одна сцена следуют за другой, никак с ней не связанной, а после повествование опять возвращается к предыдущей. Всё это создает необычный эффект пересечения граней между вымыслом и реальностью и на мой взгляд является удачной находкой создателей, которой в несколько ином виде пользовались авторы других джалло.
Сцены убийств и поведение маньяка действительно напоминают работы Дарио Ардженто. Человек без лица в чёрных одеждах и чёрных перчатках будет нападать на работников телекомпании и прятаться где-то в тёмных потаенных уголках большого здания, которое временами напоминает не телестудию, а какой-то старинный особняк. Телевизионный формат накладывает ограничения на насилие и обнаженку, поэтому не стоит ожидать особо жестоких, но всё же авторы покажут зрителю несколько стильно снятых убийств. В одной сцене маньяк преследует девушку среди больших зеркал и декораций, которые создают причудливый эффект «Алисы в Зазеркалье», где жертва будет метаться среди множества собственных отражений и больших игральных карт. В другой сцене убийца, предварительно убив очередную жертву, с помощью специального оборудования превратит её в статую. А главные герои будут бегать от него по многочисленным лабиринтам студии, чтобы впоследствии узнать, что этот человек всегда был рядом и мог нанести удар в любой момент.
Интересный факт: в титрах композитором указан Фабио Фрицци и в фильме действительно играет его музыка… целиком и полностью взятая из «Города живых мертвецов» (Paura nella città dei morti-viventi, 1980) Лючио Фульчи. Обе картины вышли примерно в одно и то же время, но фильм Ладо по частям был снят и показан раньше, правда нет никаких данных о том, играла ли в тех 5-минутных фрагментах музыка Фрицци или же она была добавлена только в полнометражную версию. В любом случае его саундтрек идеально подошел к этому загадочному подражанию работам Ардженто.
Каких-либо сильно известных рядовому кинолюбителю актёров и актрис в этом фильме не задействовано, но зато итальянцы могли увидеть немало звёзд тогдашнего ТВ. Не вижу смысла их перечислять, ибо они всё равно мало кому знакомы за пределами Италии. Что же касается актёрского состава, то наиболее узнаваемым лицом здесь является Ауретта Гэй, которая снималась у Лючио Фульчи в «Зомби». Её экранным партнером был Пьетро Брамбилла, малоизвестная личность, засветившаяся в «Доме со смеющимися окнами» (La casa dalle fenestre che ridono, 1977) Пупи Авати. В мимолетном 2-х секундном эпизоде появилась Корин Клери, сыгравшая… саму себя. Ничего выдающегося в игре актёров я не заметил, кроме отвратительно сделанного липсинга, который порой очень сильно бросается в глаза.
Несмотря на ограничения ТВ-формата и изначальную работу над фильмом в виде 15-и пятиминутных эпизодов Альдо Ладо удалось снять отличный джалло, который может похвастаться не только хорошей постановкой, но и рядом оригинальных решений. Конечно же, он не дотягивает до шедевра, но непременно порадует поклонников жанра.