Рецензия на фильм «Преступление в парке развлечений»
Ренато Полселли начал карьеру режиссёра с т.н. «слезоточивых мелодрам» (melodramma strappalacrime), ставших крайне популярными в широких слоях населения Италии после грандиозного успеха фильма «Цепи» (Catene, 1949) Рафаэлло Матараццо, собравшего в прокате 735 миллионов лир. Первым «душераздирающим» фильмом Полселли был «Последнее прощение» (Ultimo perdono, 1952), а почти сразу же за ним последовал «Преступление в парке развлечений».
Долгое время эта картина, которую сам Полселли в одном из интервью назвал «своим первым джалло», была практически неуловимой. Известно, что она имелась в коллекции страстного британского поклонника «проклятого автора» Уэйна Макгинна, а также была опубликована в виде фоторомана во французском журнале Collection Mon Amour (№ 5, июнь 1958). Её первый относительной широкий показ состоялся 19.04.2018 в Sala Trevi (кинотеатр при Национальном кинофонде), а в сеть она утекла после демонстрации каналом Mediaset весной 2023 года.
Сильвия Марини – молодая певица, выступающая на импровизированной сцене заштатного парка развлечений в Риме. У неё есть жених по имени Роберто, работающий её аккомпаниатором, и она заботится о сыне своей пьяницы-сестры. В результате дорожного инцидента женщина знакомится с респектабельным господином – адвокатом Массими. Последний начинает активно помогать Марини в улучшении её жизненных условий, но бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке...
Абсолютное большинство «слёзных мелодрам» были низкобюджетными стереотипными лентами, которые снимались в расчёте на успех у невзыскательной публики, а потому «изготавливались» из нескольких простых элементов. Основные действующие лица чётко делились на хороших и плохих; на какое-то время над головами положительных персонажей сгущались тучи, но финал был благоприятным и непременно назидательно-моралистическим; доминирующей тематикой, конечно же, была любовная.
Сильвия талантлива и удачлива в личной жизни, но её раздражает пребывание в месте, которое она считает дырой. Судьба сводит её с Массими – галантным и состоятельным господином, под чей автомобиль случайно попал маленький племянник певицы. Адвокат сразу же отвозит ребёнка в больницу, а потом приходит послушать выступление Сильвии в луна-парке. Он приглашает женщину в элитный ресторан «Пикадилли» и говорит, что может организовать её выступление в этом заведении. Амбициозная и уставшая от нищеты Сильвия быстро соглашается и рвёт сотрудничество с Роберто. Массими действительно устраивает Сильвию в «Пикадилли», где её ждёт успех у публики и знакомство с богатым импресарио Феррари, который увлекается ей. Престижная работа, дружба с людьми, имеющими вес в обществе, дорогая одежда и парфюм – всё это кружит Марини голову и её легко удаётся вовлечь в тёмное дело. Дело в том, что на самом деле Массими – полупсихопат, помешанный на драгоценностях, ради которых он готов воровать и даже убивать. Раньше он использовал для добычи вещиц одну даму, которую заставлял красть, шантажируя угрозами выдать её полиции за убийство мужа, но со временем она стала слишком ненадёжной сообщницей из-за желания покончить с преступным промыслом. И теперь адвокат хочет приобщить к делу Сильвию и использовать её для получения редкого кольца, принадлежащего Феррари.
Ритм «Преступления» очень бодрый, одна волнующая сцена сменяет другую. Никакого раскрытия характеров, никакой рефлексии, всё только в самых общих чертах. Сильвия расстаётся с Роберто, Роберто пытается найти утешение в объятиях хозяйки тира, а потом пробует заменить звезду луна-парка новой певицей, но возлюбленная не выходит у него из головы. Массими подбирает исполнителей своего плана по «изъятию» кольца, а его бывшая сообщница старается свести с ним счёты. Ограбление, убийство, полицейское расследование, ещё одно убийство, Сильвия на грани тюрьмы, но всё разрешается и она, получив хороший жизненный урок, воссоединяется с любимым. Всё это событийное изобилие компактно уложилось в 71 минуту времени.
Полселли, как известно, был активным сторонником эротизма в кино. Кое-что такое есть и в «Преступлении». В эпизодах с пением Сильвии перед посетителями луна-парка на сцене появляются шесть девушек в очень коротких юбках и лёгких декольтированных блузках. Более того, по требованию цензурной комиссии из фильма была полностью вырезана сцена, в которой «Сильвия видна в мало что прикрывающем подъюбнике».
Актёрский состав был очень неплохим. Главную женскую роль сыграла симпатичная Ольга Горгони, а её жениха Роберто – Ренато Бальдини. Австриец Харри Файст, снимавшийся у Росселини, запоминается в образе внешне добропорядочного Массими, а темнокожий американец Джон Китцмиллер – его сообщника с большим криминальным опытом. Одна из первых маджорат (т.е. актрис с пышными формами) итальянского кинематографа Франка Марци хороша в роли невольной подельницы адвоката. Самого Полселли можно увидеть в небольшой роли следователя, появляющегося ближе к концу фильма.
«Преступление в парке развлечений» – картина, которая будет интересна лишь единицам, которые настолько любят старое итальянское кино, что готовы взяться даже за просмотр второстепенной наивной мелодрамы 70-летней давности, затерявшейся среди множества эпигонов «Цепей».