Дом спелых яблок
Оригинальное название: La casa delle mele mature, Prisoners of the Mind, Les Assoiffées du sexe, La chair qui brûle.
Производство: Италия 1971г.
Режиссёр: Пино Тозини.
В ролях: Сюзанна Леви, Марчелла Микеланджели, Джанни Маккья, Эрика Бланк, Жерар Ландри, Джузеппе Кардильо (Стивен Тедд).
Рецензия на фильм «Дом спелых яблок»
Эта картина, по слухам, никогда не издававшаяся в Италии, долгое время ходила в ужасном, едва пригодном для просмотра качестве. Снятая безвестным Пино Тозини при продюсерском участии Элио Паначчо, эта лента быстро канула в лету и была интересна современному зрителю лишь из-за имени Эрики Бланк на обложке. Но и с именем всё оказалось не так просто…
Джуди (Сюзанна Леви) и Мариза (Марчелла Микеланджели) – две подруги, попавшие в психиатрическую клинику Италии начала 1970-х. У первой есть любящий муж Фульвио (Джанни Маккья), который быстро вызволяет её из клиники, а у второй – богатый брат-промышленник (Жерар Ландри), в фирме которого девушка имеет долю. В обмен на отказ от доли в предприятии промышленник решает вопрос о её освобождении, после чего, заботясь о собственной репутации, практически отказывается от родной сестры. Однако это освобождение было лишь перерывом перед новым «заключением» – девушки опять попадают в застенки психиатрической клиники, после чего решаются на побег, который по глупости Маризы окончился очередным визитом людей в белых халатах, поместивших девушек в заведение более строгого режима. За Джуди опять походатайствовал муж Фульвио, а Маризе светит гнить в этом заведении до скончания дней…
Фильм начинается с цитаты из «В круге первом» Солженицина, а вступительные титры идут на фоне довольно жестких методов лечения душевнобольных. Возможно, для лучшего понимания того, что показывает режиссёр, нужно немного окунуться в историю. В Италии до принятия закона Базальи в 1978 году система психиатрической помощи руководствовалась законодательством 1904 года, которое очень сильно отличалось от современного и фактически делало психиатрические лечебницы аналогом тюрем. Их пациентов рассматривали как угрожающих обществу индивидов, помещение в клинику которых было актом защиты добропорядочных граждан от опасности. На врачей, работавших в этих местах, возлагалась огромная ответственность, в том числе и уголовная, если выпущенный ими на свободу пациент совершит какое-либо преступление. Естественно, никто не стремился вернуть этих людей в общество, помочь им и вылечить их (если это возможно), поэтому большинство попавших туда индивидов было обречено на вечное заточение. Работать в подобные учреждения шли низкоквалифицированные специалисты, которые не смогли устроиться в приличные клиники. И, скорее всего, такой системой злоупотребляли нечистые на руку политики, бизнесмены, мафиози: ведь имея связи, можно поместить неугодного человека в психушку, откуда он никогда не выйдет и которому больше никто не поверит. И только в 1978 году был принят закон 180, разработанный психиатром Франко Базальей, который превратил психиатрические лечебницы из мест заключения в лечебные учреждения. Этот фильм был снят задолго до принятия этого закона и демонстрирует все «прелести» подобных заведений Италии того времени.
Если рассматривать фильм, как демонстрацию ужасных условий содержания душевнобольных в клиниках Италии и протест против этого, то временами он смотрится неплохо. Режиссёр достаточно реалистично показывает безумие, творящееся в подобных учреждениях, бесчувственность и порой жестокость персонала, и «случайных» людей, которые попали туда и которые не являются больными. Но всё портит стремление авторов привлечь безумные левые идеи и 1968 год. Да, условия содержания были ужасными, туда могли попасть и вполне здоровые люди, но Мариза в одном из своих монологов сводит всё это к болезненному бреду ультралевых, рассказывая, что все психбольные – это просто другие люди, которых угнетает система и что девушка (явно нездоровая на голову), которая играет с камнем – просто обычный человек, который не похож на других и за это был помещен в исправительное учреждение. Сама же Мариза – достаточно неприятный персонаж. Она ведет разгульный образ жизни и общается с ультралевыми активистами и хиппи, которые дни напролет курят траву, пьют и говорят о грядущей революции и событиях 1968 года. Собственно, в последний раз она и Джуди попали в руки врачей после того, как Мариза затащила в постель водителя, который их подвез, и шокировала его своими извращенными сексуальными предпочтениями. Неудивительно, что её брат, респектабельный инженер, решил от неё дистанцироваться и отказался в очередной раз помогать ей получить освобождение.
Джуди – прямая противоположность Маризы. Это вполне приличная девушка, у которой есть любящий муж и у которой проблемы с психикой начались после того, как её в подростковом возрасте попытался изнасиловать мужчина в монастырской школе. Она не участвует в игрищах Маризы, но считает её своей подругой и искренне хочет помочь ей. Только вот у Джуди есть любящий муж, а у Маризы никого, кто бы мог за неё вступиться. Обе девушки не представляют опасности для окружающих, Мариза так и вообще здорова, только ведет разгульный образ жизни, что не является отклонением психики, а Джуди при должной терапии вновь сможет стать полноценным членом общества. Это была интересная идея показать, что таких людей поместили в психиатрическую клинику, но Пино Тозини то ли послушал продюсера Анджело Панначчо, то ли решил «расширить» потенциальную аудиторию фильма и…
Та копия, которую я смотрел, имеет короткую продолжительность и очень грубый монтаж. История, рассказываемая в фильме, периодически прерывается демонстрацией достаточно откровенных эротических сцен. Причем вмонтированы они очень грубо, в большинстве случаев не к месту и представляют собой совершенно не относящиеся к фильму секс-сцены, в которых задействованы неизвестные люди, лица которых не показывают. Сняты они крайне плохо и неэстетично, и даже наложение цветовых фильтров не скрывает их убогость и грязь. Сами они выглядят так, будто их вырезали из совсем иного фильма и вставили в этот. Они отличаются и по цвету, и по качеству и никто из задействованных в фильме актёров в них не участвует. Уверен, что в определенных странах к ним добавили ещё и порнографические вставки. Сам же Тозини также снабдил своё творение несколькими эпизодами с обнаженкой: они уже больше подходят к содержанию и сняты гораздо лучше. Правда, одну и ту же сцену с обнаженной Джуди в припадке зрителю придется наблюдать несколько раз. Боюсь представить, какова станет продолжительность фильма, если из него удалить все сторонние эротические эпизоды и дублирующиеся сцены – думаю, что чуть больше часа. И это наводит на размышления: возможно, где-то существует более полная режиссёрская версия? Но пока ответ на него отрицательный, ибо на разных найденных релизах содержится одна и так же версия фильма.
И если с посланием у авторов не задалось, то вот с атмосферой здесь всё в порядке. Большая часть фильма была снята в реальной психиатрической клинике и её не первой свежести и чистоты помещения придают особый привкус фильму. Вкупе с замечательной напряженной и мрачной музыкой Даниэле Патуччи такой визуальный ряд передает зрителю депрессивное и декадентское настроение фильма. Одна из музыкальных тем, созданных Патуччи, звучит очень атмосферно и надолго остается в памяти. Эти монотонные мелодии с беспорядочными проигрышами на скрипке – отличная находка для подобной истории.
Наверняка многие зрители хотели посмотреть это творение из-за участия в нём Эрики Бланк, чьё имя и в титрах, и на обложке заявлено в качестве исполнительницы главной роли. На деле же это обман: Эрика Бланк появится всего на несколько минут в начале фильма в роли подруги Маризы, скажет несколько левацких лозунгов и больше мы её не увидим. Вслед за авторами зрителя решил обмануть финский видеодистрибьютор, который использовал для обложки постер от фильма ужасов Клаудио Фрагассо «Повелитель собак» (Il signore dei cani, 1984).
Главные роли были отданы безвестной Марчелле Микеланджели и жене Элио Панначчо Сюзанне Леви, чья карьера ограничилась съёмками в фильмах мужа и картинах, в создании которых он участвовал. Но несмотря на это, обе актрисы вполне неплохо исполнили свои роли, особенно если учитывать, что «Дом спелых яблок» – низкобюджетное, едва ли не любительское, кино. Джанни Маккья выступил в роли любящего мужа Джуди, а Жерар Ландри отлично вжился в амплуа богатого инженера.
«Дом спелых яблок» – кино не для всех. Оно было таковым во времена своей премьеры и с течением времени его потенциальная аудитория только сокращалась. Сейчас фильм может быть интересен только людям, решившим окунуться в неизведанные глубины итальянского кино. Очень неровная, несуразно снятая, но не лишенная очарования лента.