Рецензия на фильм «Однажды жил гангстер»
Специалисты называют Марко Мази безусловным лидером гипотетического рейтинга самых загадочных и «закрытых» кинематографистов Италии. Несмотря на малочисленность и ограниченное распространение его фильмов, последние с годами стали объектами маленького культа. Первой постановкой Мази стала комедия «Ходячие мертвецы» (Cadavere a spasso, 1965), а за ней последовала криминальная история «Однажды жил гангстер» (C'era una volta un gangster, 1969). Её мы и обсудим.
Дерзкий бандит Ларри Альфиери вместе с двумя сообщниками совершает «экспроприацию» крупной суммы денег у вдовы мафиозного босса Джо Петрони...
Где-то к концу 1960-х гг. в Италии появилось несколько картин о крупных ограблениях, которые, как говорят, были локальными дешёвыми «деривативами» к соответствующей американской продукции. Эти творения делались по вполне определённому шаблону. Группа склонных к нарушению законов авантюристов, по личной инициативе или по приказу третьего лица, проворачивает крупное дело (grande colpo), в ходе которого завладевает каким-то серьёзным активом – большим количеством денег или драгоценностей. Далее в дело вмешивается человеческий фактор в виде жадности: кто-то не желает удовлетворяться своей долей и пытается завладеть всем. Ради получения заветного куша бывшие подельники идут на двурушничество, обман, предательство и т.д. Эта борьба должна включать в себя много действия типа перестрелок, драк и гонок на автомобилях, а среди действующих лиц обязательно должна быть хотя бы одна красотка.
Ларри и его «соратникам» удаётся легко завладеть деньгами вдовы преступного авторитета, которого везли хоронить. Но лидер налётчиков не собирался делить добычу поровну и просто застрелил своих помощников. Однако спокойно воспользоваться ворованным ему не удаётся, потому что по его следу идёт жестокий и беспринципный бандит Уолтер, вступивший в сговор с женой Ларри Паулой. Уолтер и его головорезы избивают Ларри, отбирают у него деньги, но оставляют в живых. Ларри клянётся убить Уолтера и вернуть «своё».
Об уровне «Гангстера» можно судить хотя бы по эпизоду в самом начале, когда бандиты ножом вскрывают подушку с деньгами, вытащенную из гроба Петрони. В кадре совершенно чётко видны... однодолларовые купюры, которым гангстеры радуются так, будто там сотни тысяч! Вдобавок, эти купюры являются «долларами» лишь наполовину, потому что с другой стороны они непонятно что. Мази силится создать что-то подобное нуару, но из-за почти нулевого бюджета и такого же профессионализма у него невольно выходит нелепость, которая, правда, может даже развеселить. К счастью, режиссёр не стал любой ценой добиваться стандартной продолжительности в полтора часа, сжав хронометраж до вполне удобоваримых 74 минут, на протяжении которых повторяется один и тот же «мотив» в виде кулачных боёв и стрельбы. Сюда же добавляется что-то наподобие социальной проблематики (протагонист покатился вниз из-за гибели при исполнении отца-комиссара) и мелодраматичность (Ларри хочет спасти влюблённая в него Симона). Излишне и говорить, что смотрится всё это нереалистично и скучно, если не сказать убого.
Справедливости ради нужно отметить и кое-какие положительные моменты. Прежде всего, это довольно оригинальный в визуальном плане финал: в решающей битве за деньги Ларри и его враги сойдутся в вестерновом городке, возведённом на территории киностудии. Вдобавок режиссёр продемонстрирует короткую серию психоделических галлюцинаций тяжело раненого главного героя, что выглядит необычно. Второй плюс – это немного эротизма, что проявляется в редких, но всё же появлениях на экране разного уровня неприкрытости женщин.
На ведущую роль был приглашён американский актёр Ричард Харрисон. Его можно назвать «становым хребтом», удерживающим от разрушения хлипкую конструкцию Мази. Благодаря харизме и таланту, Харрисон отлично играет своего персонажа – своевольного и жёсткого бандита, что спасает фильм от совсем уж полного падения. Его антагониста Уолтера сыграл безвестный Барт Уоррен. Появившийся в бессчётном количестве низкобюджетных лент Аттилио Доттезио исполнил роль интеллигентно выглядящего комиссара полиции. Женские характеры воплотили немка Ингрид Шёллер (Паола) и обладательница «поразительной красоты» (по версии итальянской «Википедии») Виттория Солинас (Симона).
«Однажды жил гангстер» – посредственная картина, коя сможет заинтересовать лишь настоящих «археологов», поставивших задачу добраться до самых глубинных пластов итальянского жанрового кино.