Рецензия на фильм «Зашитые рты»
Сразу после дебютной работы под названием «Месть» (Revenge, 1968) безвестный итальянский режиссёр Пино Тозини принимается за работу над следующим фильмом под названием «Зашитые рты», который финансировала группа людей, состоящих в коммунистической партии страны. Судя по обрывкам сохранившихся данных, съёмки были начаты в 1968-м году, но закончена картина была лишь только к 1970-му. Немногие доступные газетные заметки того времени сообщают, что в один день те самые представители коммунистической партии прекратили финансирование фильма, из-за чего режиссёру пришлось вернуться из Реджо-Эмилии, где велись съёмки, и пытаться решить преодолеть возникшие трудности своими силами. Всё закончилось благополучно: изначальные инвесторы отказались от своих денег, а финансирование велось частично самим Тозини, актёром Энцо Санкротти и неким швейцарцем Сантосом Швегиром (Santos Schwegir – скорее всего, выдуманное имя для финансовых махинаций и ухода от налогов). В результате фильм вышел на экраны только в 1970-м году, но его прокат был, судя по немногим сохранившимся данным, региональный, и без должного продвижения он быстро канул в небытие.
В прологе нам показывают, как полиция находит труп мужчины с огнестрельным ранением. Позже выясняется, что это был один из членов южноитальянского семейства, прибывшего в Милан в поисках лучшей жизни. Один из братьев, Кармело (Лу Кастель), сидит в тюрьме, а остальные, тем временем, убили своего родственника, который вынудил жену Кармело Консолату (Карла Романелли) заниматься проституцией. Теперь все они молчат и избегают разговоров с посторонними, но это не мешает им кормить обещаниями девушку и понуждать её к интимным связям в обмен на помощь в освобождении мужа. Понимая, что так больше продолжаться не может, Консолата на свидании рассказывает Кармело о происходящем в их семье и во время этапа он решается на побег, чтобы отомстить хотя бы части своих братьев за бесчестие супруги…
Из этого сюжета можно было сделать отличный криминальный фильм о мафии или же драму о злоключениях прибывших на север Италии южан. Написанием сценария занимался сам режиссёр в сотрудничестве с малоизвестной француженкой Катрин Винтер, ещё менее известным и неопытным Вальтером Альберти и Джаном Карло Фуско, который имел неплохой послужной список, но тут занимался только написанием диалогов. Не знаю, что могло пойти не так: то ли проблемы с финансированием, то ли неопытность создателей, но на выходе получилось достаточно медлительное кино, которое не тянет ни на мафиозный триллер, ни на драму…
Повествование условно поделено на две части. С одной стороны нам показывают жизнь сицилийской семьи, погрязшей в пороке и бесчестии, а с другой вялое полицейское расследование, которое, по большому счёту, не приводит ни к чему, кроме как к увеличению продолжительности фильма до положенных 80 минут. Братья будут по очереди пытаться соблазнить Консолату, в том числе предлагая украшения и ценные вещи, а иногда и просто приходя к ней в комнату. В этих сценах она не особо сопротивляется и поэтому зритель будет удивлен, когда она будет регулярно наведываться на свидания с мужем, клясться ему в любви и, в конце концов, расскажет о том, что происходит в семье. Ведь, судя по её поведению, она сама не особо против этих связей с родственниками мужа… Сами же братья по сюжету где-то работают и промышляют криминалом, но на экране ходят в разные места, пару раз ввяжутся в перестрелку и будут кормить обещаниями Консолату, в том числе и в обмен на интимную близость… О полицейском расследовании можно сказать совсем ничего: оно помогает инспектору устроить личную жизнь с социальной работницей и не несет особой смысловой нагрузки. Всё это постепенно начинает вызывать скуку, ибо от такого кино ждёшь совсем иного.
Что же касается главного героя, которого играет небезызвестный Лу Кастель, то экранного времени у него совсем мало. Нам лишь изредка будут показывать тюрьму и жизнь её обитателей, а самого Кармело можно будет увидеть (помимо сцен с тюрьмой) в редкие моменты свиданий с супругой и в финале, в котором он пытается сбежать во время этапирования и совершить месть. Сцены с побегом выглядят наивно: очень нелепо смотрится момент, когда уличные торговцы заблокировали полицейских, чтобы дать сбежать перевозимому заключенному. Никаким влиятельным и известным мафиози он не является, поэтому лояльность и желание помочь исключается. Финальная сцена неожиданная и хоть как-то реабилитирует фильм, ибо снята в лучших традициях безумного и «свободного» от любых ограничений итальянского кино. Музыка Тео Узуэлли чем-то отдаленно по стилю напоминает некоторые мелодии из его великолепного саундтрека к фильму «В поисках наслаждений» (Alla ricerca del piacere, 1971), но звучит более дешево и примитивно.
Как я уже говорил, исполнитель главной роли Лу Кастель будет нечасто появляться на экране. Но стоит отметить, что выбор этого актёра авторами был правильный – он идеально вписался в образ Кармело. Среди его экранных братьев можно заменить хорошо знакомых любителям итальянского криминального кино Пьера Паоло Каппони и Джанкарло Прете, но их персонажи плохо прописаны и поэтому от актёров многого не требовалось. Главная женская роль досталась 19-летней (если считать от начала съёмок фильма, 1968 год) Карле Романелли, которая и стала звездой фильма, благодаря своему телу, которое не раз можно будет увидеть без одежды. Некоторые источники указывают Розальбу Нери в роли проститутки Мойры, но это ошибка: в фильме задействована актриса с созвучным именем Розалина Нери, чей послужной список на момент съёмок был скуден, а годы уже дали о себе знать.
«Зашитые рты» – весьма посредственный криминальный фильм на тему известного конфликта Юга и Севера Италии. При качественном сценарии и грамотной постановке из него могла бы получиться отличная криминальная драма с сицилийским оттенком, но авторы не справились с возложенной на них задачей и в результате мы имеем пусть и не откровенно провальное, но слабое творение, которое посмотрят лишь серьезно увлекающиеся итальянским кино люди.