Непристойная нагота

Оригинальное название: Blue nude, Nuda prohibida.

Производство: Италия 1978г.

Режиссёр: Луиджи Скаттини.

В ролях: Джерардо Амато, Сьюзан МакБэйн (Сьюзан Эллиотт), Джакомо Росси-Стюарт (Джек Стюарт), Ренато Романо (Раф Валенти),
Джо Нери, Моника Скаттини, Роберт Керман (нет в титрах) Картер Стивенс (нет в титрах), Уэйд Николс (нет в титрах),
Роджер Кейн (нет в титрах), Франко Гарофало (нет в титрах).

Рецензия на фильм «Непристойная нагота»

После оглушительного успеха фильма «Таксист» (Taxi driver, 1976) Мартина Скорсезе предприимчивый итальянский режиссёр Луиджи Скаттини отправляется в Америку и снимает фильм под странным названием «Непристойная нагота», который многие небезосновательно считают подражанием «Таксисту» и даже указывают на моменты, которые автор открыло заимствовал из работы Скорсезе.

Главным героем фильма является Рокко Спиноне (Джерардо Амато), итальянский иммигрант, приехавший в Нью-Йорк в поисках лучшей жизни. Не имея возможности найти нормальную работу, он сначала начинает танцевать в местных клубах, а затем пробует себя на съёмках подпольных порнографических фильмов. Тут он знакомится с Лилли (Сьюзан МакБэйн), актрисой этого самого подпольного кино, и влюбляется в неё. Но она не хочет бросать свою работу, а он не хочет сниматься в порно и начинает ревновать. Далее следует знакомство с другой девушкой, которая оказывается «подставной»: она соблазняет Рокко и в комнату врываются полицейский (Джакомо Росси-Стюарт) и её отец, сообщая, что ей всего 15 лет. Полицейский начинает шантажировать Рокко – требует 2000 долларов в обмен на то, чтобы замять дело – и пока Спиноне пытается выбраться из этой передряги, Лилли снимается в очередном фильме со сценами насилия и становится жертвой «переигравшего» актёра…

В основу сценария легла новость из газеты Il Messagero от 3 октября 1975 года, которая имела броское заглавие «Слишком много реализма в порнофильмах: актриса убита», в которой рассказывалось об убийстве девушки во время съёмок. В те времена порно в США уже вышло из подполья, но так до конца и не отделалось от многочисленных криминальных элементов, финансирующих съёмки и отмывающих деньги через производство кино для взрослых. И вот в этот закрытый от посторонних глаз, полный тайн и опасностей мир пытается пробраться режиссёр Луиджи Скаттини.

Главный герой будет жить, где попало, браться за любую работу (в основном связанную с секс-индустрией) и пытаться пробиться в «нормальное» кино. Он даже напишет сценарий и попытается передать его одному из продюсеров, с которыми водит знакомство Лилли, но максимум добьется встречи с очередным дельцом из порноиндустрии, да ещё и нетрадиционной ориентации. Постепенно Рокко опускается на дно и попадается на удочку нечистого на руку полицейского, в то время как его подруга также станет жертвой «случайности» (или нет?). И у него останется только один выход – взяться за оружие…

Уверен, что на съёмки финальных сцен авторов вдохновили истории о «снафф» (snuff), фильмах, в которых людей пытают и убивают по-настоящему с целью продать запись за большие деньги особо состоятельным извращенцам. В 1970-е годы о таких записях ходили легенды, но не было найдено ни одного подтверждения их существования. Зато в 1976 году на волне интереса к этой теме был выпущен фильм «Снафф» (Snuff) и даже Джо д'Амато не постеснялся упомянуть это явление в одном из своих опусов про Эммануэль – «Эммануэль в Америке» (Emanuele in America, 1977).

В плане визуального ряда и атмосферы фильм получился очень близким по духу к «Таксисту» Скорсезе (в финале Скаттини даже цитирует одну из сцен этого фильма). Конечно, это куда более дешевая и непрофессиональная лента, но всё же весьма добротная для кино такого уровня и оригинальная на момент своего выхода. Картина является отличным экскурсом в мир создателей запретного кино, который в те времена был полон опасностей и старался не впускать к себе людей со стороны. Очень «американский 1970-х» дух ленты сопровождает необычная музыка Пьеро Умилиани. Он и группа друзей-музыкантов, среди которых был Джанкарло Нери (также засветившийся в небольшой роли итальянца, к которому главный герой пришел просить деньги), отошли от привычных джазовых мелодий и наполнили фильм музыкой и песнями в стиле кантри, которые всё время сопровождают Рокко в его нелегком путешествии по опасному миру XXX кино.

Для съёмок «Непристойной наготы» Луиджи Скаттини поехал в Нью-Йорк, ибо хотел снять максимально близкое к реальности кино. Локациями для фильма послужили злачные места Нью-Йорка и знаменитая 42-я улица, на которой расположено множество секс-шопов и порно-кинотеатров. В фильме довольном много сцен, в которых главный герой блуждает по улицам холодного и опасного неонового города, а режиссёр с помощью ручной камеры снимает не только его, но и всё то, что его окружает – вывески, афиши показываемых в кинотеатрах фильмов, людей, магазины и т.п. – тем самым документируя всё это для зрителей будущего. Сцены внутри помещений также снимались в тех самых закрытых студиях, в тех самых дешевых съёмных квартирах, в которых до этого создавалось бесчисленное количество порнографических фильмов и роликов.

По приезду в Нью-Йорк Луиджи Скаттини удалось наладить знакомства с рядом американских создателей кино для взрослых того времени. Неспроста многие роли в ленте были отданы не обычным актерам и актрисам, а представителям той самой порноиндустрии, которой этот фильм и посвящен. Режиссёр Картер Стивенс ввел Скаттини в закрытый мир кино красных фонарей 1970-х, познакомил с нужными людьми и предоставил помещения для съёмок. Они стали хорошими друзьями и даже в новом веке встретились в Интернете на официальной страничке итальянского гостя… Скаттини утверждал, что актёры и актрисы очень быстро освоились и отлично вжились в свои роли (с этим трудно не согласиться) и, несмотря на профессию, в обычной жизни были такими же людьми, как и все остальные – со своими радостями, регулярной работой, семьями и т.д. Картер Стивенс сыграл режиссёра, у которого снимается Лилли, хорошо известный любителям итальянского кино Роберт Керман – продюсера с гомосексуальными наклонностями, а роль любовного интереса главного героя досталась порноактрисе Сьюзан МакБэйн. Небезызвестные XXX-перформеры 1970-х Роджер Кейн и Уэйд Николс засветились в небольших ролях. Были тут и ещё люди из мира кино красных фонарей, но их имена вряд ли что скажут рядовому зрителю.

На главную роль был приглашен Джерардо Амато, менее известный брат Микеле Плачидо. Он отлично вжился в данную ему роль и временами чем-то напоминает Джо Даллессандро, только выглядит менее брутально. Известный итальянский актёр Джакомо Росси-Стюарт сыграл нечистого на руку полицейского, а также попутно исполнял обязанности помощника режиссёра на съёмочной площадке. В сцене, где главного героя помещают в тюрьму, он встречает другого заключенного, который сидит в соседней камере. Там было темно, но мне кажется, что его сыграл Франко Гарофало, чьё имя не указано в титрах.

В Италии фильм имел ограниченный прокат, и он провалился. Это произошло из-за того, что компания Euro International перед самой премьерой обанкротилась, и уже никто не захотел серьезно подойти к продвижению и показу оставшегося без дистрибьютора фильма. Критики также были не очень благосклонны, но со временем их мнение начало меняться. Впоследствии картина была издана на VHS (итальянское издание содержит полную версию, но в не самом лучшем качестве), показана по ТВ (в сильно купированной версии) и на закрытом показе, где должен был присутствовать сам режиссёр. К сожалению, ныне это забытое кино и виной тому не сам фильм и его авторы, а неудачное стечение обстоятельств…

«Непристойная нагота» – один из первых (если не первый) фильмов-экскурсов в мир кино красных фонарей. Эта картина была снята на два года раньше более известного и качественного шедевра Пола Шредера «Хардкор» (Hardcore, 1979). Снятая итальянцем в Нью-Йорке 1970-х, при участии непосредственно причастных к порноиндустрии тех лет людей эта картина представляет большой интерес для всех тех, кто хоть немного интересуется запретным жанром, а также для любителей необычного и смелого итальянского кино. Оригинально снятый, атмосферный эдакий исторический экскурс во времена давно прошедшие, о которых осталось слишком много вопросов без шанса найти ответ. Отличное кино, но… кино не для всех.