Жрица любви днём, жена ночью

Оригинальное название: Bella di giorno moglie di notte, Wife by night, Prostituée le jour... épouse la nuit.

Производство: Италия 1971г.

Режиссёр: Нелло Россати.

В ролях: Ева Шемериз, Нино Кастельново, Франко Марлетта, Энцо Либерти, Фернандо Черулли, Карла Манчини,
Анна Мизерокки, Пьетро Торризи, Тициано Лонго (Теренс Лонг), Умберто Рао (сцены отсутствуют).

Рецензия на фильм «Жрица любви днём, жена ночью»

Дебютная режиссёрская работа Нелло Россати – ныне полностью забытый фильм, который долгое время был доступен лишь в виде мутного рипа на итальянском языке. По некоторым данным во времена своей премьеры эта картина пользовалась успехом у зрителей и принесла своим создателям внушительную сумму – около двухсот миллионов лир (несколько миллионов евро в наши дни). Впоследствии она была показана во Франции и Бельгии, а затем канула в небытие, лишь изредка мелькая на малоизвестных VHS изданиях Италии и (возможно) Греции. Но она сделала главное – стала успешным началом карьеры достаточно талантливого режиссёра, который в следующем году снимет ещё один фильм в том же стиле под названием «Кошка в состоянии течки» (La gatta in calore). Так давайте же приоткроем завесу тайны и посмотрим, каким был дебют Нелло Россати.

Автором идеи выступил режиссёр и сценарист Тициано Лонго, который именно в этом фильме единственный раз появился на экране под псевдонимом Теренс Лонг. Скорее всего, на создание этой истории его вдохновила известная картина Луиса Бунюэля «Дневная красавица» (Belle de jour, 1967). Однако не стоит думать, что перед нами копия или «дешевая» версия известного фильма. Авторы взяли лишь общую фабулу и создали совершенно другую историю, более драматичную, более мрачную и поднимающую ряд актуальных даже для современного общества вопросов.

Пролог одновременно является и эпилогом (в будущем Россати более мягко применит этот прием в своей второй работе под названием «Кошка в состоянии течки»). Паола (Ева Чемериз) стреляет в собственного мужа в картинной галерее. Далее её увозит полиция, после чего действие переносится в прошлое – то прошлое, когда жизнь Паолы и её мужа Джорджио (Нино Кастельново) можно было назвать гармоничной и счастливой. Они жили не богато, что постоянно не давало покоя Джорджио, который хотел, чтобы его жена не работала, а была хранительницей домашнего очага. Но обстоятельства складывались по-иному: рекламный проект, в который он ввязался, требовал всё больше и больше денег, отдаляя радужные перспективы безбедной жизни, поэтому в один день Паола принимает решение идти работать, чтобы пополнять семейный бюджет и помочь мужу достичь вершины Олимпа. Она быстро находит работу в местной картинной галерее, но вскоре понимает, что те деньги, которые там платят, не спасут ситуацию… Хозяйка галереи Анна (Анна Мизерокки) оказывается хорошим психологом и манипулятором. Хитростью и обманом она уговаривает находящуюся в отчаянии девушку начать тайком оказывать сексуальные услуги богатым мужчинам в обмен на щедрое вознаграждение, т.е. деньги, которые так нужны сейчас ей и её мужу…

Как вы уже догадались, большая часть фильма (чуть ли не весь, за исключением пролога и эпилога) отдана непростым взаимоотношениям Паолы и её клиентов. Несмотря на это, фильм нельзя назвать эротическим, ибо обанженки и уж тем более каких-либо сексуальных сцен здесь нет. Это, скорее, драма о женщине, которая из любви к мужу переступает через своё естество и спускается в пучину чуждого ей мира проституции и грязных денег. На протяжении всего фильма Паола страдает от своего выбора и с грустью, нежеланием и отвращением принимает своих клиентов. В одно время она пытается разыгрывать из себя настоящую шлюху, наглую, самоуверенную, знающую цену своей сексуальности и умеющую манипулировать мужчинами, но всё равно через эту маску видно её настоящее «я», её безысходность и подавленность, особенно в сцене, где один из клиентов узнает о её личности и встречает её на улице. Постепенно она начинает жалеть о содеянном, но понимает, что назад пути нет…

Сами клиенты – личности весьма колоритные, олицетворяющие разные сословия итальянского общества того времени. Это будет и богатый служащий, и деревенский торговец, решивший погулять от жены, и политический деятель, и поборник морали, который сначала делает «грязные» фото Паолы, а потом сжигает их, рассказывая, что так они поступают со всеми изъятыми порнографическими журналами. Среди них много людей уважаемых, говорящих на публику о морали и нравственности, а на деле гнилых изнутри. Эту тему поднимали многие, особенно после событий 1968 года, не стал исключением и Россати, который всё же абстрагировался от явного и прямолинейного обличения пороков буржуазии и показал, что порочность свойственна всем людям и в особенности тем, кто стремится сделать карьеру и жаждет войти в ряды богатых, которых сами же и обличают. На фоне водоворота мимолетных свиданий авторы показывают, как жизнь молодой пары постепенно опутывается тенетами лжи и отчуждения, ведущими к закономерному финалу…

Муж главной героини, Джорджио, – одержимый своей идеей карьерист, который готов положить на алтарь свой мечты, своего эго, всё, что у него есть, начиная от проданной машины и кончая собственной личной жизнью. Всё более и более углубляясь в работу, он практически забывает про Паолу и даже не интересуется, чем она занимается и как она живет. В постели они уже тоже оказываются чужими людьми: она потеряла всякий интерес от бесконечных контактов с другими мужчинами, а ему уже плевать на свою супругу, ибо смыслом его жизни стала карьера и безудержное стремление разбогатеть. Не зря в одной из сцен в финале Джорджио говорит, что раньше у него было всё для счастья (имея в виду отношения с Паолой) и он день за днём обменял это на туманные перспективы собственного дела. И тут же он задается вопросом: как узнать, что это и есть счастье и в какой момент нужно остановиться, чтобы не улететь в пропасть?... Вопрос, на который нет ответа.

Для того чтобы фильм произвел впечатление на зрителя, а история, рассказанная в нём, затронула струны его души, нужна была актриса, способная достоверно воплотить на экране достаточно сложный образ Паолы. Выбор авторов пал на никому неизвестную тогда актрису русского происхождения Еву Шемериз. Несмотря на то, что это была её дебютная роль в кино, Шемериз великолепно передала на экране образ скромной, домашней, любящей жены, попавшей в сети разврата и волею судьбы ставшей не той, кем ей предназначалось быть в жизни. Лицо актрисы, её мимика словно созданы для этой роли. Её экранным мужем был Нино Кастельново, у которого не так много экранного времени. Известный по пеплумам культурист Пьетро Торризи сыграл неуверенного в себе бывшего актёра, который влюбляется в главную героиню и начинает преследовать её. Заявленного в титрах Умберто Рао в фильме нет. Возможно, он также сыграл одного из клиентов Паолы, но сцены с его участием были вырезаны из ныне доступной версии, а может и самими авторами, которые посчитали их неудачными или «лишними».

Название фильма обыгрывает фразы итальянского языка. «Bella di notte» означает «ночная красавица» или попросту «проститутка», а тут день и ночь (giorno и notte) меняют местами, так как главная героиня работает днём, а ночью является примерной женой. Французское название более прямолинейно и означает «Проститутка днём, жена ночью». Примерно также можно перевести и итальянское, но звучит оно красивее и в нём есть игра слов. Сам же фильм является отличным дебютом талантливого режиссёра и просто фильмом, который стоит посмотреть всем, кто увлекается итальянским кино 1970-х.