Чудовище из горной пещеры
Оригинальное название: The Beast of Hollow Mountain, La bestia de la montaña, Valley of the Mists, La Montagne mystérieuse, Die Bestie von Monte Bravo.
Производство: Мексика-США 1956г.
Режиссёр: Эдвард Нассур, Исмаэль Родригез.
В ролях: Гай Мэдисон, Патриция Медина, Эдуардо Норьега, Карлос Ривас, Лупе Каррилес.
Рецензия на фильм «Чудовище из горной пещеры»
Эдвард Нассур – американский продюсер с сирийскими корнями, один из создателей stop-motion анимации, которую в будущем будут использовать для создания спецэффектов в кино с различными монстрами и не только. В середине 1950-х он решает сам сесть в режиссёрское кресло для реализации проекта под названием «Монстр из священной горы», который вышел на экраны в 1956 году. У этого фильма есть и второй режиссёр – мексиканец Исмаэль Родригез. Скорее всего, он и снимал испаноязычную часть фильма, в то время как не имевший режиссёрского опыта Нассур мог руководить созданием англоязычной и создавать спецэффекты. Обе они снимались параллельно.
Перед нами мексикано-американская продукция, снятая в традиционном для кино Мексики стиле вестерна и целиком на территории этой страны (не считая нескольких сцен, снятых в студии компании Нассура в Лос-Анджелесе). «Монстр…» был первой картиной, снятой в анаморфированном формате Cinemascope и с использованием stop-motion анимации.
Действие фильма происходит в маленькой мексиканской деревушке XIX века, которая расположена среди гор и непроходимых болот. Местные жители боятся подходить к этим горам, ибо верят, что в их недрах живет ужасный монстр, который иногда выходит наружу и ворует скот. Имеющий здесь плантацию американец Джимми Райан (Гай Мэдисон) решает докопаться до тайны горы и узнать, кто на самом деле стоит за всеми странными событиями, которые местные жители связывают с «проклятой горой»…
Первое, что хочется отметить – это красочный визуальный ряд фильма. Действие происходит в старинной деревушке, окруженной красивой нетронутой природой и с жителями, которых не «коснулась» цивилизация. Авторы активно используют яркие краски, чтобы создать сказочную атмосферу и подарить зрителю эстетическое наслаждение. Персонажи будут носить не менее красивые костюмы: мужчины – ковбойские, а женщины – традиционные мексиканские, украшенные яркими цветами. И именно в этом водовороте красок и разыгрывается драма, в которой главный герой Джимми противостоит местному конкурирующему землевладельцу Энрике Риосу (Эдуардо Норьега), который не только хочет выселить американца и избавиться от конкурента, но и опасается, что тот уведет у него невесту Сариту (Патриция Медина). По большей части фильм рассказывает именно о противостоянии этих двух человек, а история с монстром лишь изредка всплывает в разговорах. Сам он появится на последних 10-15 минутах.
Несмотря на то, что обещанного монстра приходится ждать чуть ли не весь фильм, картина смотрится с большим интересом. Периодические стычки двух конкурирующих мужчин, женщина, стоящая между ними, и прекрасная атмосфера вкупе с визуальным рядом не позволят зрителю заскучать. И я бы даже сказал, что фильм был бы неплох даже без монстра, ибо в те времена кинематографисты ещё не имели возможности создавать качественные спецэффекты и довольствовались stop-motion, а то и вообще мультяшными чудовищами. Не стал исключением и этот фильм. Ближе к финалу монстр вылезет из годы и им окажется огромный тираннозавр, который начнет охотиться на всех попадающихся ему на пути людей. Дизайн и движения этого монстра ныне выглядят смехотворно, но во времена выхода фильма на экраны он оказывал на зрителей неизгладимое впечатление. Но я и не собирался сильно придираться к устаревшим спецэффектам…
На главную роль был приглашен известный в те времена американский актёр Гай Мэдисон, который позже начал работать в Италии и снялся в довольно большом количестве приключенческих фильмов и вестернов. Его экранным оппонентом стал небезызвестный мексиканский актёр Эдуардо Нориега, а в роли роковой красотки выступила миловидная Патриция Медина, актриса испано-английского происхождения.
Конечно же, в наши дни картина выглядит устаревшей – в первую очередь из-за монстра и спецэффектов, но по отзывам людей, которые видели её в стародавние времена, она производила должный эффект и впечатляла неискушенного зрителя. Что же касается меня, то я всегда делаю скидку на низкий бюджет или устаревшие техники съёмок (некоторые из них так и не смогли превзойти современные кинематографисты, а лишь заменили компьютерным CGI суррогатом), поэтому не буду ругать данное кино и скажу лишь, что получил удовольствие от просмотра, особенно от красочной картинки и атмосферы древнего мексиканского вестерна. Если вам тоже по душе такое, то стоит ознакомиться с этим творением.