Дом на окраине

Оригинальное название: Aquella casa en las afueras.

Производство: Испания 1980г.

Режиссёр: Эухенио Мартин.

В ролях: Хавьер Эскрива, Сильвия Агилар, Алида Валли, Кармен Маура, Сильвия Суарез.

Рецензия на фильм «Дом на окраине»

Начиная с середины 1970-х, испанский режиссёр Эухенио Мартин сбавляет темп производства фильмов и после 1977 года в течение трех лет не садится в режиссёрское кресло. В 1980-м он возвращается к работе, чтобы снять два ныне забытых и малоизвестных фильма ужасов – «Дом на окраине» и «Сверхъестественное» (Sobrenatural, 1981). После этого последует пара работ над сериалами и долгое молчание до 1996 года, когда он выпустит на экраны свою последнюю режиссёрскую работу в комедийном жанре, созданную для локального рынка. Сейчас речь пойдет о его первом фильме ужасов 1980-х годов под названием «Дом на окраине».

Хоакин (Хавьер Эскрива) – преуспевающий мужчина средних лет арендует дом в пригороде Мадрида, куда хочет отвезти свою молодую жену Ньевес (Сильвия Агилар). Приехав на место, девушка сразу же узнает это строение – когда-то здесь была нелегальная клиника, где делали аборты, и она была одной из пациенток. Муж не знает об этом, но постепенно замечает, что это место оказывает гнетущее воздействие на его супругу. Ньевес начинают преследовать призраки прошлого, ей кажется, что история её молодости повторяется (тогда жених привез её в это место и бросил) и что Хоакин хочет, чтобы она избавилась от ребенка. Но она ещё не знает, что кое-кто из старого персонала ещё обитает в этом доме и жаждет продолжить своё дело даже супротив воли «новоявленной пациентки»…

Если попытаться определить жанровую принадлежность, то фильм можно охарактеризовать как психологический триллер. Почти весь сюжет вращается вокруг воспоминаний главной героини, её переживаний, пугающего опыта прошлого и страха перед будущим. События развиваются очень медленно, а сам фильм смотрится так, как будто он был снят в начале 1970-х, и не содержит какого-либо насилия. Первая его половина отдана психологическим страданиям Ньвес и её воспоминаниям о той ужасной ночи, когда ей сделали аборт. Она никогда не рассказывала об этом мужу, но постепенно ей начинает казаться, что он всё знает, и привез её в это место не просто так. Во второй половине фильма появляется линия с поиском сбежавшей пациентки из психиатрической клиники. Тут проявляется некоторая наивность: медсестра просто ходит и опрашивает жителей этих мест, не видели ли они странную женщину. У неё нет ни фотографии, ни данных, ни описания, а сама эта женщина, судя по сюжету, уже давно живет в том же доме, что и главная героиня.

По прошествии половины фильма сюжет начинает пробуксовывать и топтаться на месте, но по прошествии какого-то времени события всё же сдвинутся с места и примут достаточно интересный поворот. Авторам удается держать интригу, даже несмотря на очень медленное развитие событий, но в финале они не дают ответов на все возникшие у зрителя вопросы. Почему безумная так долго жила в этом доме и её никто не забирал обратно в клинику? Почему не была привлечена полиция к поискам сбежавшей пациентки? Финал фильма крайне примитивен, а кульминационная сцена совсем коротка и выглядит как несчастный случай, что вызывает разочарование и никак не компенсирует недостаток саспенса в остальной части картины.

Что же касается атмосферы, то тут тоже всё не без проблем. Несмотря на то, что действие происходит в удаленной старинной вилле, авторы не пытаются создать загадочную мрачную атмосферу с призраками прошлого, рвущимися в наш мир. Сюжет к этому очень располагает, и из него могло получиться неплохое готическое кино, но в результате получился «сухой» психологический триллер.

На главные роли были приглашены небезызвестные Хавьер Эскрива и Сильвия Агилар. Но больше всего экранного времени всё же у последней. Агилар вполне неплохо передает психологический портрет беременной девушки, терзаемой призраками прошлого, а муж Эскрива выглядит на её фоне как вспомогательный персонаж. Соседку по особняку сыграла Алида Валли и сделала это очень хорошо. В небольшой роли медсестры, разыскивающей безумную женщину, засветилась Кармен Маура, которая в будущем прославится участием в фильмах Педро Альмодовара.

По некоторым данным картина провалилась в прокате и не принесла создателям ничего, кроме убытков. В начале 1980-х фильмы ужасов стали более жестокими и зрителя уже не так интересовали медленные психологические картины, коей этот фильм и является. Но объективно, это вполне добротная работа, которая должна прийтись по вкусу всем любителям еврокульта, хотя и сильно не дотягивает до того, чтобы называться шедевром.