Рецензия на фильм «Голыми кулаками»
Итальянское кино 1970-х полно сюрпризов. Кто бы мог подумать, что вторая и последняя режиссёрская работа безвестного Марчелло Дзеани была снята на ту же тему и имеет некоторые сюжетные сходства, что и вышедший двумя годами позже знаменитый «Роки» с Сильвестром Сталлоне…
Двое несовершеннолетних парней оказываются в детской исправительной колонии: Паоло Вита (Энцо Пулкрано) по ложному обвинению, а бездомный сирота Марко Чиани (Вассили Карис) – из-за мелкой кражи. В тюрьме они стали друзьями, но по завершении сроков их жизненные пути разошлись. Паоло начинает работать в автомастерской, а попутно занимается боксом и начинает показывать первые спортивные успехи. В его жизни появляется любимая девушка Анна (Феми Бенусси) и, казалось бы, всё идет хорошо. Но в один день, возвращаясь домой, он встречает того самого Марко, который так и не смог подняться со дна и теперь смертельно болен. Желая спасти жизнь друга, Паоло соглашается работать на местного мафиози по имени Франц (Лучиано Дориа), чтобы отработать деньги, которые тот занял на лечение Марко. Но он ещё не знает, что даже выплатив причитающееся, он не сможет так просто уйти от мафии…
Первая треть фильма представляет собой драму о бедных слоях населения и попытках некоторых из их представителей подняться со дна и начать нормальную жизнь. Авторы недвусмысленно намекают, что однажды попав в детскую исправительную колонию, человек уже не будет восприниматься полноценным членом общества и будет обречен влачить нищенское существование, чему примером является Марко. Что же касается Паоло, то он – исключение, которому просто повезло, но выбравшись в люди, он не смог пройти мимо умирающего бывшего товарища по нищете. И с этого момента картина меняет жанровую принадлежность на криминальную, в которой главный герой будет собирать дань для мафии и выполнять более серьезные поручения босса. Всё это приведет к ещё более трагическим последствиям: сначала это ссора с семьей и практически полный разрыв с родственниками, а затем и конфликт с мафией. Опрометчивый шаг Паоло в сторону сотрудничества с мафией постепенно приведет к смерти почти всех близких ему людей. Финальная часть фильма – это месть главного героя своим врагам, попытки вернуться к прежней жизни и трагический финал всей этой истории…
Имея совсем скудный бюджет, авторы не смогли снять масштабную криминальную драму, но создали вполне добротное кино, которое смотрится на одном дыхании, благодаря оригинальному сценарию Алессандро Широ и Марчелло Дзеани и вполне компетентной постановке последнего. Достаточно быстрое развитие событий, сюжетная линия с боксерским бизнесом и внедрившейся в него мафией, история мести главного героя и его печальная юдоль делают этот фильм интересным зрелищем даже при бюджетных ограничениях и некоторой небрежности ряда сцен (не остаются следы на одежде после выстрелов). А музыкальное сопровождение Франко Биксио является достойным обрамлением показанной истории.
На главную роль был приглашен Энцо Пулкрано. Он же был одним из авторов сюжета, а также с 1965 по 1975 был боксером и выиграл большинство поединков, в которых участвовал. Впоследствии, по словам режиссёра Марио Бьянки, он подсел на наркотики, что, возможно, и стало причиной его смерти в 1992 году. Какой-либо актёрской славы ему достичь не удалось, да и будем честны, актёр он весьма посредственный. Его экранной пассией была Феми Бенусси, которая на этот раз ни разу не снимет с себя одежду, а друга сыграл небезызвестный завсегдатай различных дешевых фильмов того времени Вассили Карис. Актриса старой школы Мариза Мерлини выступила в роли матери главного героя.
«Голыми кулаками» – пусть и дешевое, но очень приятное кино. Оригинальный сюжет, грамотная постановка, неплохой (пусть и без звезд) актёрский состав и приятная музыка Франко Биксио – вот лишь некоторые из его достоинств. Но в то же время низкий бюджет дает о себе знать, поэтому это кино для тех, кто понимает, что достойной работой может быть не только крупнобюджетный проект… Большие деньги, вложенные в создание фильма, не гарантируют его качество, как и наоборот – низкий бюджет – не есть гарантия, что кино будет плохим. И данный фильм является тому подтверждением. Оригинальная, захватывающая, полная драматизма лента.