Интервью с Оливье Мато
Итак, почему вы выбрали такой псведоним - Мато?
Думаю, вы знаете, что порнофильмы презираются Национальным центром кинематографии, хотя их снимают все. Возможно, вам известно и то, что случилось с Корбером: он потратил огромное количество времени на производство Canicule, но в конце концов его уволили, потому что он снимал Х: это расценили как плохую рекламу. Именно так Буассе «срежиссировал» этот фильм. Более того, Мато - забавное имя. Я много работал в Испании и Италии, где это означает «чудак». Однажды кое-какая актриса прислала мне из одной из этих стран великолепную цветную фотографию индейского вождя с его военными картинами. Его звали Мато. Вероятно, это был один из персонажей этих европейских вестернов, где снимался Пьер Брис (Виннету). И картины о войне очень подходят к тому, что мы делаем Х-фильмами: мы воюем с лицемерами.
В этой индустрии ещё есть активисты?
Мы предполагаем, что, согласно полицейским отчетам, порнографические фильмы имели положительный эффект. Количество изнасилований уменьшалось, эксгибиционисты стали довольно сдержанными, и всё больше женщин достигали оргазма благодаря просмотру порнофильмов вместе со своими мужьями. Я помню, что был свидетелем такой сцены в прекрасном театре на Елисейских полях задолго до создания театров с рейтингом X. Очень красивая женщина, великолепная во всех смыслах этого слова, в компании своей двадцатилетней дочери, во время показа повернулась к ней и сказала: «Я бы никогда об этом не подумала!». Поэтому, если нам удаётся раскрепостить людей, это хорошо. Ведь так много браков не складывается из-за этого!
Расскажите нам о том, как вы начали режиссёрскую деятельность?
Однажды, более 10 лет назад, продюсер рекламных роликов для ТВ, спросил меня могу ли я написать для него такой сценарий, который удовлетворил бы его будущих клиентов. И я сделал это для рекламы одной марки батареек: два из трёх проектов были одобрены. Его режиссёр не смог сделать это, так что мне довелось снять два ролика. Это реклама имела успех и как-то раз менеджер известной французской студии Eclair назвал моё имя продюсеру из Ниццы, который искал режиссёра. Этот человек сразу же связался со мной. Я написал для него три комедии, и все они были одобрены. Итак, я поехал в Ниццу, и однажды итальянцы попросили меня снять для них рекламу аперитива. Я много снимал: световые и звуковые шоу для Военной школы. Однажды я попросил профессиональную карточку и легко её получил.
А как вы попали в эротические фильмы?
Через Мишеля Лемуана, с которым познакомился на съёмках L'amour aux trousses - очень хорошего фильма с Коринн Маршан, который снимал Палларди. Мы отправились на Балеарские острова на две недели, в роскошный дом с трёмя бассейнами, оборудованными стереосистемой, шикарными террасами. В то время, снимая софт-фильм, можно было снять два хардкора, используя внешние кадры.
И как же распределялись задачи между Лемуаном и вами?
Мы встречались каждое утро за завтраком и писали материал на весь день. Между нами было необычайное соучастие. Он создал одного персонажа, а я другого. Работать с ним было чудесно.
А что было после Балеарских островов?
Мы поехали в Марокко снимать комедию с участием молодежи Tire pas sur mon collant. Тот же метод: пятнадцать дней съёмок, одна «мягкая комедия» и материал для хардкора с внутренними сценами, снятыми в Париже, все остальные были сняты в Марракеше.
Что происходило между 1978 и 1983 годами?
У меня была настоящая профессиональная жизнь в качестве первого ассистента у очень известных режиссеров и я снял пять традиционных комедий под своим именем в качестве кинотехника: одну в Италии, три в Испании и две на Канарских островах. Во всех случаях я работал с известными персоналиями.
Как произошло ваше возвращение в Х-кино?
Однажды я встретил продюсера, с которым не виделся лет тридцать, и он сказал мне: «Я должен снимать порно для своих кинотеатров. Я бы хотел что-то оригинальное». И я предложил ему Viols en cornettes.
Можно ли считать выбор такой тематики своего рода провокацией?
Нет, в моём фильме в любом случае нет религии. В конце становится совершенно ясно, что они девушки по вызову, а не монахини. Я облачил их в корнеты и сеточки, но крестов они не носят, что могли увидеть во время показов организации, которые жаловались. Что меня действительно радует, так это то, что это первая лента, снятая под именем Оливье Мато, это потрясающий переворот. В день премьеры там было многолюдно. Через две недели известная газета, писавшая о порно, даже назвала моё детище лучшим Х года. Это было довольно мило. Вот уже десять недель фильм доступен в кинотеатрах, что бывает очень редко.
Как вы объясняете этот внезапный успех?
В плане Х-фильмов я использую ту же методику работы, что и для «обычного» кино. У меня есть сюжет и диалоги. У меня есть редактирование. Поскольку я люблю рисовать, у меня есть даже эскизы. Не потеряно ни секунды. Я работаю с замечательным оператором-постановщиком, он действительно понимает всё сразу. Пока он готовится, я заставляю актёров репетировать. Я заставляю их чувствовать себя уверенно. Что мне не нравится в других хардкор-фильмах, так это импровизация. Насколько я понимаю, каждое движение камеры должно быть подготовлено заранее. Мне посчастливилось познакомиться с Пьером Б. Рейнхардом, который является выдающимся редактором. Он думает аналогично мне, что позволяет избежать многих проблем. Слишком часто бывает так, что оператор-постановщик и монтажёр снимают свой собственный фильм, а режиссёр где-то там, на втором плане. Рейнхард, кстати, редактирует мои трейлеры, и один из них, для Viols en cornettes - великолепен.
В итоге вы сняли не так уж много фильмов Х?
За пару дней до того, как я начал снимать Viols en cornettes, я совместно с одним старым другом руководил съёмками Les Besoins de la chair. Однажды мне довелось снимать для богатых коллекционеров из США. Они хотят индивидуальные фильмы и объясняют вам, что они хотели бы в них увидеть. Я снял несколько таких в Гонгконге и по одному в США и Венесуэле.
Кто отвечает за кастинг в таких фильмах?
Не я. Я не раз поражался предложенными мне женщинами-актрисами, звёздами мирового уровня, которым платят целое состояние. Но теперь всё кончено, последний раз я работал два года назад на Ближнем Востоке с известным певцом. Каждый подписывает очень строгий контракт, в котором говорится, что фильм никогда не будет показан широкой аудитории, он резервируется для частных «вечеринок». Это должен быть настоящий художественный фильм - очень эстетичный, насыщенный, с хорошей актёрской игрой, что объясняет то, почему он снят на 35 мм и у вас есть по крайней мере месяц на съёмки.
А что вы планируете прямо сейчас?
Я работаю над новым хардкором. Это будет костюмированная драма, действие которой происходит в 1900х годах. Я осматриваю локации, но особенно - новых актёров. Это самая сложная часть. Два месяца назад Массон, владелец кинотеатра «Бруклин», провёл опрос своей аудитории. Чаще всего люди жаловались на то, что они сыты по горло одними и теми же лицами и хотят видеть новых актрис. Для Viols en cornettes мне посчастливилось найти Диану - замечательную девушку, очень свежую и великолепно выглядящую. Диана была представлена мне в то утро, когда начались съёмки, и она сказала мне, что не хотела бы вступать в половую связь с мужчиной. Так как я уважаю своих актёров, то действительно внёс некоторые изменения в сценарий. Так, в фильме она оказалась девственницей.
Я чувствую, что вы не верите в видео.
Видео положен конец, то же касается и кинотеатров с рейтингом Х. В конце концов вмешались власти, до этого момента не было билетов и мы даже не знали, платили ли людям. Думаю, что мы больше не будет снимать на видео. Вскоре после выхода Viols en cornettes со мной связался очень важный продюсер, специализирующийся на видео для кинотеатров. Он был опустошен: всё его производство было остановлено с сентября прошлого года, и он не знал, что делать. Он ждет решения властей, прежде чем возобновить свою работу.
Есть ли, помимо комедий, какой-нибудь другой способ уйти от порно?
Да, есть фантастический жанр. У меня имеются кое-какие планы такого рода, нечто совершенно необычное. Я уже знаю, в каком замке будет происходить эта история. Не так давно я также думал о хардкорной рекламе для антрактов в кинотеатрах для взрослых. Это было бы весьма забавно: можете ли вы себе представить порнографическую рекламу ну, например, мыла? Это было бы удивительно! Но продюсеры сказали мне что это вряд ли будет кому-то интересно, ведь люди во время антракта уходят.
Вас беспокоит проблема цензуры?
Прошёл месяц с тех пор, как в Италии отменили цензуру, вскоре после того, как были арестованы некоторые съёмочные группы, делавшие порно. Во Франции мы пользуемся привилегиями, у нас есть два цензурных комитета: один при Национальном центре кинематографии, а другой именуется «Правительственным комитетом». Он собирается на рю де Варенн и, угадайте номер дома, в котором он расположен? 69!
Star Ciné Vidéo n°9 (апрель 1984)
Подготовил и прислал: Almost Human.