«Женщины из песка» (Mulheres de Areia, 1993) - один из самых успешных сериалов бразильского медиагиганта Globo. Эта теленовелла транслировалась во Франции, Польше, Израиле, Греции, Венгрии, Мексике, Эквадоре, Парагвае, Чили и России. Список далеко неполный, ибо продукция империи Роберту Муринью экспортировалась почти в 80 стран мира. В РФ «Женщины» были впервые показаны под названием «Секрет Тропиканки» на главном канале страны в январе - июле 1996 года, а затем на каналах Ю (июль - ноябрь 2017) и «Открытый мир». Примечательно, что в 2021 году сериал получил большую популярность в США, где стал доступным подписчикам стримингового сервиса Globoplay.
По факту, «Женщины» - это типичная мелодрама, центральной темой которой выступает борьба двух сестёр-близняшек - доброй Рут и злой Ракел - за личное счастье. Параллельно разворачиваются и другие любовные истории: Алаора и Малу, Сампайю и Арлетт, Титу и Глориньи, Вальтера и Клариты и т.д. Но есть здесь и нечто совершенно необычное, надёжно сокрытое в многочисленных слоях «мыла»: крайне показательная история использования эпидемической угрозы в качестве инструмента преобразования экономического и правового состояния общества в локальном масштабе.
Одно из двух основных мест действия сериала - Понтал Д'Арейа. Это приморский городок недалеко от Рио-де-Жанейро. Основой его экономики является туризм: приезжающие отдыхать обеспечивают заработок сотрудникам местной гостиницы, ресторана, многочисленным торговцам и рыбакам, которые продают приезжим свой улов.
В 3 серии мэр Понтала Брену в разговоре со своей женой Верой упоминает «загрязнение пляжа», с которым нужно что-то делать, ибо есть опасность для людей. Борьба за здоровье и жизнь населения начинается в 4 серии, когда в разгар купания на пляж прибывают местные власти, выгоняют всех из воды и устанавливают на берегу щиты с предупреждением о недопустимости нахождения в море. Вода объявляется заражённой на основании анализов, сделанных в Рио. Подобные меры приводят в сильное беспокойство местных бизнесменов, которые хорошо понимают, чем всё это грозит: отъездом из городка туристов и большими убытками, в перспективе ведущими к разорению. Инициативная группа идёт искать правды сначала у местного священника отца Жоао, а потом - главного врача - доктора Муньоса (5 серия). Настоятель местной церкви и Муньос безоговорочно становятся на сторону Брену. Вот что рассказывает визитёрам д-р Муньос:
- Как вы знаете Понтал д'Арейа в последнее время, а точнее в последние годы превратился в лакомый кусок для всевозможных агентств и фирм <...> но при этом никому и в голову не пришло подумать о ремонте канализационной системы. Получилось так, что все отходы стали выбрасываться прямо в море <...> дело в том, что эти отходы, которые выбрасываются в море, могут послужить источником дизентерии, гепатита, но самое плохое — это то, что они тоже могут быть носителями холерной палочки <...> именно поэтому нашему мэру пришлось принять такие жёсткие меры. Я не знаю, известно ли вам, что на пляже возле гостиницы был обнаружен этот вирус <...> на прошлой неделе к нам в больницу поступил пациент с подозрительными симптомами, я отправил его в Рио, но тут же предупредил сеньора Брену. И мы сидели и ждали ответа. Когда пришло подтверждение, Брену поставил в известность «Фонд по охране окружающей среды» и уже они, а не мэр, приняли решение о закрытии пляжей.
Проанализируем этот спич. Основанием для закрытия пляжей послужили две вещи: обнаружение на гостиничном пляже вируса и заболевание одного человека. Муньос говорит «этот вирус», но не уточняет, с чем же именно пришлось иметь дело - холерой, гепатитом или дизентерией? Что именно подтвердили анализы в Рио? Крайне показательны ещё два обстоятельства. Во-первых, Муньос утверждает, что Брену действует не самостоятельно, а как проводник решений некой экологической организации (вспомним, что во времена «пандемии» COVID-2019 де-юре правительства стран выполняли указания наднациональной организации - ВОЗ). Во-вторых, на протяжении всего сериала в голову зрителю буквально вбивается то, что Брену - истинно народный мэр, для которого превыше всего забота о благе простого народа, проживающего на вверенной ему территории. Из речи Муньоса понятно, что в Понтал - популярный курорт - активно текли деньги, но почему же мэр не озаботился отремонтировать канализацию? Ответ на этот вопрос неожиданно всплывает в 112 серии, когда сестра Брену Кларита характеризует Понтал как «бедный городишко», где «нет даже водопровода и канализации»! То есть Муньос просто нагло врёт про сливы в море! Далее. В 32 серии Лунатик получает серьёзные травмы, упав со скалы в ходе конфликта с Ракел. Его приносят домой, где его отчим сеньор Донату, спрашивает у Муньоса не лучше ли отвезти потерпевшего в больницу. Ответ Муньоса великолепен: госпитализация ни к чему, так как у нас очень плохая больница, там нет почти никакого оборудования и мало лекарств.
Возникает естественный вопрос - куда же девались деньги, рекой тёкшие в Понтал от туристов и покупателей недвижимости? Ответить на него можно, посмотрев на уровень жизни Брену. Он живёт в отличном двухэтажном доме с прекрасным убранством, содержит служанку и нигде не работающую супругу. После того, как он вынужден был уйти с поста мэра, он снимает себе домик в Рыбачьем посёлке, забирает туда свою верную служанку Сиду, оставляя разочаровавшейся в нём Вере свой прежний особняк и нанимает ей другую домработницу (100-101 серии). То есть видно, что с деньгами у него всё отлично и он может преспокойно продолжать вести комфортный уровень жизни, даже лишившись руководящего поста и работая школьным учителем словесности в Рио. Настоящий слуга народа, в подшефном городке которого нет ни водоснабжения, ни канализации, ни нормальной больницы, зато есть карантин, верно ведущий население в пучину нищеты, что оправдывается заботой о людях, которым грозит могущая начаться в любой момент эпидемия неизвестно чего.
***
Итак, Брену и Муньос грозят всем, кто нарушит установленный запрет, страшным вирусом, якобы обнаруженном в водах главного пляжа Понтала. В 6 серии племянник Брену Маркус (полностью поддерживающий драконовские меры дяди) оказывается на том самом пляже вместе с Ракел, выдающей себя за Рут. Последняя предлагает ему искупаться, несмотря на расставленные вокруг щиты. Маркус быстро принимает предложение как он думает Рут, и они купаются (даже погружаясь в воду с головой), а потом убегают от появившихся полицейских. Маркус - очень богатый и образованный молодой человек, один из самых завидных женихов Рио, по уши влюблённый в Рут. Стал бы он лезть в море, подвергая себя и свою любимую девушку смертельной опасности, если бы он всерьёз верил в заражение? Конечно же, нет. Из этого можно сделать вывод, что Маркус знает, что эпидемическая угроза, объявленная в Понтале мэром и главрачом - фикция. Естественно, что после купания ни у Маркуса, ни у Ракел нет даже намёка на какое-либо заболевание. В 18 серии не менее 8 человек нарушают запрет и заходят в воду (трое окунаются в неё с головой), но никаких сведений о том, что они заболели, по ходу действия сериала зрителю не предоставляется. В 19 серии в воду заходят около 10 человек, среди которых и лучшая подруга жены мэра - Мариелена. И вновь никаких сведений о постигшей их каре в виде болезни. Аналогичная ситуация и в 36 серии, когда люди (14) попадают в море, сломав забор, возведённый по указанию Брену после событий в серии 19. Но наиболее показателен эпизод с Тоньей, на личности которой нужно на некоторое время остановиться.
Тонья - агрессивная психопатка и любящая сквернословить грубиянка. Она не задумываясь прибегает к насилию, когда ей этого хочется. Она фанатично поддерживает мэра и его вирусную повестку не только словами, но и делом. В 6 серии она доносит на группку недовольных горожан, проникших на пляж под покровом темноты с целью повалить щиты, хотя среди этих «диверсантов» находятся её любовник Жоэл и отец (Зе Педро). Противникам мэра, поддерживающим его главного оппонента, доктора Вирджилио Ассунсона, она желает «провалиться», обвиняя их также в неграмотности и непонимании благостности мер Брену. Она в восторге от арестов самовольных купальщиков. И всё это происходит на фоне ухудшения её собственного благосостояния - Тонья владеет магазином, ориентированным, преимущественно, на туристов. В 12 серии Тонья сильно ссорится с Жоэлом, после чего у неё начинается истерика, и она, со словами «лучше бы я умерла», заходит в «грязную» воду, окунаясь в неё с головой. Это не приводит к каким-либо негативным в плане здоровья последствиям, но сей факт никак не влияет на умонастроения девушки, и она с жаром продолжает поддерживать противоэпидемический курс Брену.
Ещё одно замечание. В 22 серии та же Тонья приходит на веранду местного ресторана, где сидят Жоэл, Муньос и Матиас. Она говорит, что из-за жаркой погоды ей захотелось искупаться, но из-за отсутствия купальника она ограничилась лишь тем, что замочила ноги. Как реагирует на это Муньос - один из главных «архитекторов» карантина, к тому же по уши влюблённый в Тонью? По логике вещей он должен был взволноваться или даже рассердиться на легкомысленность девушки, подвергшей себя страшному риску заразиться. Но на деле он ограничивается тем, что вяло журит её. Ещё одно косвенное доказательство в пользу того, что никакого вируса в водах Понтала нет.
***
Ковидное двухлетие (2020-2022) явило миру и новую правовую нормальность, выражавшуюся в полной отмене того, что ещё недавно казалось незыблемым и естественным. Аресты и избиения нарушителей противовирусных мер, запрет свободы передвижения, приостановка деловой деятельности — вот неполный перечень юридических ноу-хау эпохи борьбы с COVID-2019, применявшихся, конечно же, исключительно для защиты населения.
Новая правовая реальность фиксируется и в Понтал д'Арейа. Полиция не церемонится с людьми: попавшегося на ночном пляже Васку, молодого сотрудника отеля, забирают в участок, где избивают и унижают, хотя никаких доказательств того, что именно он сбивал щиты, у правоохранителей нет (6 серия). В 19 серии полиция очень жёстко обращается с задержанными на пляже, среди которых есть и женщины: их грубо заталкивают в камеры в полуголом виде.
В 31 серии в Понтале начинается забастовка предприятий торговли (булочной, мясной лавки и др.), чьи владельцы доведены до ручки политикой действующей власти. Угрозы продовольственной безопасности городка нет, т.к. в нём продолжает функционировать муниципальный рынок. В 32 серии Брену даёт прямое указание местному судье признать забастовку незаконной и предписывает полицейскому комиссару принудить предпринимателей возобновить свою деятельность. Выходит, что частники не имеют права распоряжаться своим собственным бизнесом: даже если им приходится нести убытки, то их просто заставят работать, используя для этого принуждения якобы законы.
Почин Брену поддерживает его жена Вера - бывшая стриптизёрша, не всегда могущая правильно говорить на родном языке. Она изъявляет желание помогать супругу в управлении городом, для чего мэр даёт ей административные полномочия, и Вера начинает действовать. Один из её приказов воистину выдающийся: первая дама города запрещает подавать милостыню! (60 серия)
Весь этот беспредел с восторгом принимается сторонниками мэра, среди которых есть и аналог Тоньи Мануэла: это сварливая и злобная уличная торговка снедью. В 80 серии её компаньон Зе Педро откровенно, но без грубостей, высказывает Брену своё недовольство экономической ситуацией в Понтале. Присутствующая рядом Мануэла называет Зе Педру «невежей», «неотёсанным чурбаном» и добавляет, что на месте мэра отправила бы его в каталажку за оскорбление властей, хотя никаких оскорблений на было и в помине.
***
Через некоторое время пляжный карантин начинает в негативном ключе отражаться на экономике Понтала. В 30 серии Вирджилио говорит, что в его отеле остались только старики, а молодёжь ищет другие пляжи, даже неблагоустроенные, но где можно спокойно поплавать, не опасаясь полиции. В 31 серии Изаура Араужу сетует на растерянность рыбаков: они не знают, как быть, потому что из-за отсутствия туристов им некому продавать улов. В 36 серии она же жалуется на новое повышение цен на картофель и чеснок у Немца. Последний владеет заведением, представляющим собой что-то среднее между баром-рестораном и небольшим магазином, где отпускаются как пищевые, так и хозяйственные товары. В 39 серии говорится, что у него мало посетителей. В той же серии Рут интересуется у отца (Флориану) правда ли, что на празднике в честь богини Йеманжи люди ели то, что было разложено на песке? Флориану подтверждает это, уточняя, что люди брали еду, потому что голодают. В 40 серии выясняется, что у самого популярного заведения Понтала - ресторана Estrela do mar («Звезда моря») - финансовые проблемы, а выдававший себя за его владельца Жоэл сбегает. В 52 серии Изаура жалуется донне Кларите, что не знает, как её семья сводит концы с концами. В 57 серии служащие отеля характеризуют ситуацию как «катастрофическую»: на текущей неделе в него не заселился никто. В этой же серии Тонья жалуется на практически нулевые продажи, что грозит её магазину закрытием. Девушка готова идти даже подметать улицы, потому что у неё много долгов. Мануэла соглашается с ней, говоря, что всё пришло в упадок и сейчас всем тяжело. Доктор Муньос сообщает Тонье, что он всё время ходит с оружием, потому что сейчас «очень неспокойное время» (к чему он лично приложил руку - прим. автора статьи).
Организованный мэрией конкурс песчаных скульптур первоначально должен был длиться 5 дней (60 серия), затем этот срок сокращается до 3 (65 серия), а на деле он проводится всего за один день (66 серия), что говорит о нехватке денег на оплату проживания, питания и т.д. участников. В 77 серии Флориану сообщает Изауре, что Немец перестал продавать в долг, требуя расплачиваться с ним сразу либо деньгами, либо другим товаром (например, креветками или рыбой). Заметим, что дощечка с надписью Não vendemos fiado (не отпускаем в долг) висит в заведении коммерсанта вплоть до 128 серии (в двух последних она не попадает в кадр). Затем Флориану с горечью вспоминает о деньгах Маркуса, украденных у него сеньором Донату, с которыми он мог бы «купить ещё одну лодку, покрасить дом, наладить нашу жизнь по-другому» (то есть зарабатываемых им лично средств банально не хватает). Не налаживаются дела и у Витора: его ресторан работает чуть ли не в убыток (92 серия), так что его хозяину параллельно приходится заниматься фотоделом для прокорма (107 серия), и всё это осложняется долгами (78 и 104 серии) из-за которых этот самый ресторан даже пришлось заложить (94 серия). Несмотря на это, неглупый и интеллигентный Витор полностью поддерживает политику Брену, одобряя устроенный им во время чумы конкурс («праздники как-то отвлекают народ») и запретительные меры вообще («Я убеждённый сторонник экологии и считаю, что ты очень много сделал для города») - 65 серия. Отличный пример «полезного идиота».
В 105 серии упоминается идущая в Понтале кампания против голода, в рамках который Немец предлагает Шику и Титу отдавать остающуюся от улова мелкую рыбёшку, т.е. неликвид.
В 81 серии Тонья устраивает распродажу по сильно сниженным ценам, чтобы набрать денег на оплату счетов, но терпит в этом предприятии неудачу. В 87 серии Вера «помогает» голодающим землякам, устраивая для тех масштабное цирковое представление, которое, однако, оплачивается не мэрией, а лично Вирджилио, ибо казна городка пуста. Интересный, заметим, способ решать экономические проблемы не хлебом, а зрелищами: то конкурсом скульптур, то клоунадой.
Ещё одна ремарка. Одна из малозаметных линий сериала — это противостояние сеньора Донато, владеющего почти всеми лодками на побережье Понтала, и рыбаков-арендаторов его судов. Последние считают Донато кровопийцей из-за его условий найма: за прокат лодки рыбак должен отдавать ему 1/3 улова и самостоятельно оплачивать топливо. В какой-то момент в это вмешивается Маркус: он становится компаньоном рыбаков, купив новые лодки и согласившись приобретать горючее. Но сильно лучше от этого не стало, что неудивительно: в городке нет туристов, которые покупали дары моря и оставляли свои деньги в местных магазинах, кафе, ресторане, уличных точках питания и т.д. Покупательная способность местных падает, и рыбаки вынуждены продавать улов на переработку, а фирмы-скупщики платят мало. Что логично делать в такой ситуации? Добиваться снятия карантина, чтобы восстановился туристический поток. Это привело бы к появлению денег, росту благосостояния людей, возвращению спроса на богатую белком пищу - рыбу. Но симпатизирующий Брену Немец внушает тёмным и неграмотным труженикам моря, что им нужно создать кооператив, который мог бы устанавливать свои собственные цены и имел бы «прямой выход на покупателя, минуя посредников» (кто этот покупатель, если нет туристов, а у понтальцев карманах гуляет ветер?). Идею кооператива поддерживает Маркус, начинается трудоёмкая работа, но приводит ли это к положительным результатам? Нет, свидетельством чему является та же табличка в баре у Немца: он не продаёт ничего в кредит своим основным клиентам, рыбакам, вплоть до конца сериала, потому что прекрасно осведомлён об их платёжеспособности. В финальной, 130, серии есть такой эпизод. Флориану доставляет на берег солидный улов, глядя на который его коллега Сервилио говорит:
- Если так и дальше и пойдёт, то скоро нам и улов будет девать некуда. Некуда девать рыбу.
Ему пытается возразить Шику:
- Это ты так думаешь. Покупателей скоро будет хоть отбавляй. Продадим им.
То есть на момент окончания истории дела у рыбаков неблестящи, хотя они давно уже не работают на Донато, имеют собственный кооператив и солидный флот лодок: со сбытом по-прежнему проблемы, а массовый покупатель будет когда-то потом (но это не точно).
Кстати, ещё о кооперативе. На теоретическом занятии, посвящённом его созданию, рыбаку Титу задаётся вопрос о том, зачем нужен кооператив. Парень отвечает так:
- Если кто-то заболеет, то кооператив оплатит больницу, скорую и врача.
Таковы промежуточные итоги мэрства Брену. Золотой дождь «туристических» денег, долгое время лившийся на Понтал, не пошёл впрок: в городке нет канализации, водопровода, нормальной больницы, общедоступной бесплатной медицины, а теперь людей лишают последнего: денег и полноценного рациона. И всё это делается под флагом борьбы за их собственное благополучие, на которое посягает фантомный вирус.
***
С самого начала крестового похода против подступающей к Понталу эпидемии, Брену убеждает окружающих во временном характере запретительных мер, введённых властями. Он утверждает, что пляж закрыт пока вода не будет избавлена от кишащей в ней инфекции с помощью неких очистных сооружений. Предлагаем взглянуть на хронологию этого процесса:
22 серия - начало очистных работ;
27 серия - Брену сообщает Вере, согласно сводке «Института охраны окружающей среды», уровень загрязнения повысился, в городке фиксируется всё больше случаев кожных заболеваний (холера, гепатит и дизентерия - не кожные болезни!), а доктор Муньос сбился с ног (как именно он с них сбился не показывают);
30 серия - Брену заявляет, что получил ещё один отчёт о состоянии окружающей среды: уровень загрязнения остаётся очень высоким;
52 серия - в общении с недовольными горожанами Брену сожалеет, что «уровень загрязнения до сих пор превышает допустимую норму, врачи зафиксировали 3 случая инфекционных заболеваний, в которых они подозревают холеру» (где эти заболевшие?). Свою речь мэр заканчивает призывом к «решительным и даже жестоким мерам» для недопущения эпидемии. Запрет на купание продлевается снова, потому что главное - «это благосостояние жителей Понтал д'Арейа» (какая знакомая по недавнему времени риторика);
87 серия - Брену говорит Вирджилио, что все работы почти завершены, дело могло бы продвигаться быстрее, но нет нужных сумм. Почти все деньги мэрии вкладываются в строительство;
89 серия - в очередном разговоре с Вирджилио Брену говорит, что рассчитывает хотя бы частично решить проблему загрязнения воды ко времени скорого истечения срока своих полномочий, сейчас идёт строительство каналов и как только уровень загрязнения снизится, пляжи будут открыты;
96 серия - уже покинувший свой пост Брену пытается отговорить Вирджилио от открытия пляжа, потому что «у нас нет очистных сооружений» (так!).
Что же, по-своему логично, что с вымышленной вирусной угрозой ведут такую же борьбу, кормя народ небылицами о строительстве «очистных сооружений», на которое уходят почти все деньги городка. Как говорится, «эта музыка будет вечной».
***
Попробуем высчитать сроки понтальского пляжного карантина. Он начинается, как уже отмечалось выше, в 4 серии, когда купающихся выгоняют из воды, а на пляже устанавливаются щиты, информирующие о запрете находиться в море. В 5 серии Рут (сторонница противоэпидемических мер) получает у Брену работу учительницей в местной школе, хотя «учебный год уже почти закончился». Учебный год в Бразилии начинается в середине февраля, а заканчивается в середине декабря, то есть примерное время введения карантина - ноябрь. Речь идёт о 1992 годе, так как на фотографиях, где запечатлена встреча Ракел с её любовником Вандерлеем, переданных Вирджилио нанятым им частным детективом стоит дата 24.02.1993 (25 серия). Последняя, чётко фиксирующаяся в сериале дата встречается в 65 серии: речь идёт о конкурсе песчаных скульптур, который проходит в самом конце первой декады июня. Новая власть в лице Вирджилио Ассунсона снимает все ограничения своих предшественников в 96 серии. Итак, считаем. Период с ноября 1992го до практически середины июня 1993го (7 месяцев) укладывается в 61 серию. То есть временной отрезок в 35 серий (96 - 65 = 35), от конкурса до открытия пляжа, это около 3,5 месяцев. Выходит, что запрет на купание действовал в Понтале не менее 10 месяцев.
***
В 94 серии Вирджилио, после долгих усилий, удаётся вынудить Брену сложить с себя полномочия мэра и занять этот пост самому. Под руководством Ассунсона оказывается городок, чья экономика буквально руинирована десятимесячным погромом. В такой ситуации новый мэр поступает единственным разумным способом: он полностью снимает запрет на купание, чтобы как можно быстрее восстановить туризм - традиционную экономическую специализацию Понтала (96 серия). Если применить нашу методику расчёта, то выйдет, что от открытия пляжа в 96 серии до смерти Вирджилио в 127, прошло 3 месяца (127 - 96 = 31). За это время ему удалось добиться следующих успехов.
Сразу после демонтажа забора, огораживающего пляж, выручка палатки Зе Педро и Мануэлы резко увеличивается (96 серия). В 105 серии Вирджилио сообщает своей племяннице Арлетт, что в Понтале теперь полно туристов. В 109 серии администраторы отеля Сантьяго и Розенда говорят Вирджилио, что дела в отеле идут отлично и свободных мест нет. В той же серии новый мэр отмечает переполненность пляжей и процветание торговли. Это же он говорит в серии 122, добавляя, что его так хвалят, что даже предложили выдвинуть на пост губернатора на следующих выборах. В 124 серии Вирджилио в разговоре с Витором отмечает, что готов позволить выкупить ему ресторан, поскольку более он в нём не нуждается из-за бешеных доходов, которая приносит гостиница. В сериях 124, 125 и 127 Тонья и её новая компаньонка Вера радуются улучшению своего дела: товар быстро раскупают многочисленные клиенты. С целью ещё большей привлекательности Понтала для посещения, в нём строится фонтан с подсветкой (122 серия), также в планах создание смотровой площадки и канатной дороги.
То есть за сравнительно небольшой срок пребывания у власти Вирджилио смог вернуть Понталу статус модного и широко востребованного курорта, что начало положительно отражаться на благосостоянии хотя бы части его жителей.
***
Хотя Брену смещён со своего поста, а Муньосу даётся месяц на передачу своих полномочий главного врача новому назначенцу, подельники и их приспешники, поддерживающие вирусную повестку, продолжают борьбу, прибегая к тяжёлой артиллерии. Сначала идёт попытка распространения панических слухов: верная сторонница Брену Сида упоминает некую медсестру из мэрии, якобы рассказавшую ей о появлении больного. «у которого всё плохо, потому что он искупался в море» (где он?) - 100 серия, а в 101 серии фанатичная Тонья утверждает, что «в городе уже полно больных» (покажите их). В той же серии Муньос говорит, что Аталиба (сотрудник новой администрации, сторонник Вирджилио) «совсем плох, я сомневаюсь, что он выживет». Бывшая жена Вирджилио Кларита (родная сестра Брену и его сторонница) упрекает нового главу Понтала в загрязнении пляжей, непомерных ценах (105 серия) и призывает сделать «что-нибудь полезное для жителей» (123 серия).
В 105 серии Муньос рассказывает Брену, что Аталиба умер, причиной чего стал гепатит, который он подхватил, «потому что купался в море» (вообще-то в море купались сотни, а, возможно, тысячи людей, как местных, так и приезжих, но никто из них не умер и не заболел). В 116 серии упоминается о плохом состоянии здоровья Режиньо - сына Зе Педро, младшего брата Тоньи и всеобщего любимца, в следующей серии он умирает, причиной чему, по словам Муньоса, стал всё тот же гепатит. Это беспардонная ложь. Гепатит приводит к желтухе, которая безошибочно фиксируется по изменению цвета склер с белого на жёлтый, но у погибающего Режиньо чётко видны глазные белки их естественного цвета! Второй момент: мальчик, якобы болеющий тяжёлой формой гепатита, почему-то находится у себя дома, никто, в том числе и собирающийся в скорости жениться на его сестре Муньос, даже не попытался госпитализировать ребёнка хотя в захудалую местную больницу, не говоря уже о Рио! Напомним, что в 5 серии Муньос рассказал, что к ним в больницу поступил человек с подозрительными симптомами и он, доктор, отправил его в Рио! Почему же Муньос не отправил туда Режиньо (да и Аталибу тоже)? Логичный вывод: потому что никакого гепатита, подхваченного в море, у них не было, они были целенаправленно убиты для создания общественного резонанса и не только. Убийства эти явно были осуществлены посредством отравления, что не ново: в 1 серии омерзительная Малу Ассунсон отравила еду в отцовской гостинице, что вызвало массовое недомогание у постояльцев (Брену узнал об этом, но не дал указаний комиссару возбудить дело, ведь поступок племянницы хорошо вписывался в генеральную линию партии).
Это «не только» заключается в чётко выверенном психологическом воздействии, которое смерть Режиньо оказала на Тонью - фанатичную, легко прибегающую к насилию, недалёкую психопатку. Она клянётся отомстить Вирджилио за брата и реализует свою угрозу, причём настолько хитрым способом, что это вызывает серьёзные сомнения в том, что она придумала его сама.
***
Смерть Вирджилио де-факто означает победу фракции Брену, остаётся лишь провести некоторые формальные процедуры. Уже в 128 серии в Понтале образуется инициативная группа, готовящаяся составить петицию о возвращении всей полноты власти бывшему мэру. Примечательно, что к этим людям примыкает и Сезар - сослуживец и самый верный соратник покойного Ассунсона. В 129 серии Брену и Муньос выступают на импровизированном митинге перед своими сторонниками, вот что говорит главный медик Понтала:
- Наконец-то, жизнь в Понтале входит в нормальное русло. Уже открыто и начало работу Городское экологическое общество, которым руководит наш общий друг Витор. Человек с завидным постоянством разрушает две первоосновы цивилизованного общества, которыми являются природа и духовные ценности. Поэтому наш с вами долг - объединиться, почувствовать себя братьями, не делая различия по цвету кожи или общественному положению.
Неясно, что подразумевает Муньос под «вхождением жизни в нормальное русло». Может быть, в городке начинается строительство канализации, водопровода, модернизация больницы, разворачивается борьба за повышение жизненного уровня населения? Ничего этого нет и в помине, анонсируется лишь открытие экологической организации, функции которой читаются легко: непрерывный поиск причин для новых ограничений. В том, что они будут найдены, можно не сомневаться, ведь Брену упоминал, что в округе заражено не только море, но и реки, земля, люди (94 серия). Кстати, начинается митинг с весьма показательных слов Брену: он говорит, что продолжит работу по оздоровлению пляжей даже если ему не удастся стать мэром вновь. Случай с Вирджилио показал, что сражение можно выиграть и без официальной должности, ибо под рукой есть готовые на всё соратники.
***
Итак, в данной статье была сделана попытка проанализировать «скрытый контур» одной из самых известных и популярных бразильских мыльных опер - «Женщин из песка» («Секрета Тропиканки» в российском варианте). Было показано, что одна из составляющих сериала - показ намеренного и систематического погружения в кризис населённого пункта, совершаемого под знаменем борьбы с угрозой эпидемии. Реальной целью этой борьбы нам видится обвал потребления до минимально возможного уровня. Сие удивительным образом совпадает с провозглашённым мировыми элитами курсом на сокращение вредных выбросов в атмосферу, для чего нужно строжайшее нормирование всего и вся: пищи, одежды, энергии. Поскольку такое положение вещей едва ли будет добровольно принято абсолютным большинством людей, то претворять в жизнь данную программу нужно искусственными методами, среди которых создание рукотворных кризисов и запугивание населения возможностью различных катаклизмов. Сериальный городок Понтал, таким образом, выступает как полигон для отработки на нём будущих деструктивных технологий глобалистов.