Main Reviews
top

Альфонс Бени: интервью

bottom

«...с середины 1970х Альфонс Бени чередовал актёрские контракты во Франции со съёмками эротико-порнографических фильмов в своём родном Камеруне. Фильмы Бени финансировались за счёт соглашений о совместном производстве с европейскими компаниями и демонстрировались по всей Западной Африке. Они были хорошо распространены в Нигерии, Гане и других новых независимых англоязычных странах. В начале-середине 1970-х Бени был одним из немногих – если вообще не единственным – камерунских кинематографистов, способных вернуть кредиты, предоставленные ему на производство фильмов FODIC (Фонд помощи кинематографической индустрии/Национальный фонд поддержки киноиндустрии). Тем не менее, в 1970-х его стиль кинопроизводства расстроил многих начинающих африканских кинематографистов. Его кинематограф не был ни дидактическим, ни нацеленным на улучшение социального положения масс: его главной движущей силой было развлечение. В фильмах, которые он режиссировал и в которых он снимался, он стремился развлечь, апеллируя к сексуальным импульсам преимущественно городского населения Камеруна. Его киноязык был подражательным западным или азиатским фильмам категории Б...»

Sada Niang. Nationalist African Cinema: Legacy and Transformation (Lexington Books, 2014)

Оказали ли на вас влияние какие-нибудь режиссёры?

Нет

Значит ли это то, что всё, что вы сделали, было полностью личным? В ваших фильмах ключевую роль играет история, то есть самое важное – это рассказать историю?

Да, это действительно так.

Вы сами писали сценарии для ваших картин?

Да, я.

Ваши фильмы пользовались успехом во Франции?

Некоторые да, некоторые нет.

Ваш самый успешный проект?

«Парни, полицейские, проститутки» (Les mecs, les flics, les putains, 1975).

Да, за пределами Парижа прокатчики переименовали его в «Les Tringleuses», возможно потому, что сочли такое название более коммерческим. Но я помню, что для меня самым удивительным было видеть в качестве главного героя цветного мужчину. В американских лентах цветные часто играют главные роли, например, Сидней Пуатье и Фред Уильямсон, но во Франции я столкнулся с таким впервые.

Ну да, и давайте скажем, что это был первый фильм, который я срежиссировал и в котором сыграл главную роль. До этого я снимался в «Чёрной любви» (Black Love), которая имела большой успех. Прошу прощения... (звонок телефона).

Да, мы говорили о «Чёрной любви», но я его не видел, вот почему ошибся, сказав вам это...

Более 90000 тысяч просмотров в Париже: большой успех для фильма маленького жанра.

«Парни, полицейские, проститутки» – весьма эротичный фильм, но для проката вне Парижа в него добавили порнографические сцены...

Я никогда не покидал Париж... Но в моём фильме таких кадров не было.

Правда? Фильм выглядит как расследование мистера Тиббса. Мистер Тиббс – это инспектор, которого играет Сидней Пуатье в фильмах «Организация» (The Organization, 1971) и в «Полуночной жаре» (In the Heat of the Night, 1967). Вы черпали вдохновение из этих лент?

Нет, последнего фильма я даже не видел. Я смотрел «Угадай, кто придет к обеду?» (Guess Who's Coming to Dinner, 1967) и «Организацию», но они на меня не повлияли.

В ваших работах видна эволюция, теперь, кажется, вы начали эротику... Это в коммерческих целях или по убеждению?

В коммерческих целях. Продюсеры хотели, чтобы всё было именно так, и у меня просто не было выбора.

То есть вначале в вашем сценарии не было эротики, а потом они заставили вас...

Именно. Если эротические кадры будут удалены, то в истории ничего не изменится, она останется прежней. Могу привести доказательство: в Африке фильм прокатывался без каких-либо эротических вставок, но всё равно был очень хорош.

Это было показано в Камеруне?

Да, без эротики.

Раз уж речь зашла о Камеруне, то не могли бы вы рассказать что-нибудь о тамошней ситуации с эротическими фильмами? Существует ли там жёсткая цензура?

Да. Показывать там эротику невозможно, по крайней мере, в настоящий момент. Быть может позже ситуация изменится...

Ваши фильмы демонстрировались там?

Да, за исключением «69 позиций» (Les 69 positions, 1976).

Вас наняли для съёмок этого фильма? Вы писали сценарий?

Да, они нанимают и платят, а я пишу.

Этот фильм явно был вам не по душе.

Верно.

Вы основали свою собственную производственную компанию – Diams. Это для того, чтобы снимать только то, что вам нравится?

Конечно. Это моя цель: делать, что я хочу и так, как я хочу. «Святой головорез» (Saint Voyou, 1980), например, был сделан так, как я и хотел, без какого-либо давления на меня. Никто не стоял над душой и не говорил «делай так, делай сяк». Даже если во Франции фильм не будет успешен, то мне всё равно, ибо я сделал то, что хотел.

Был ли во Франции релиз «Анна Макосса» (Anna Makossa, 1980)?

Ох, очень плохой. Это был музыкальный фильм вроде «Танцуй, любовь моя» (Danse mon amour, 1979). «Анна Макосса» был детективом в стиле диско.

Много музыки есть и вашем последнем фильме, «Святой головорез»...

Да, но это не музыкальный фильм, музыка просто подкрепляет действие... История о парне, мечтающем владеть своей мастерской и планирующем ограбление с помощью своей девушки. Все начинается в Африке, а потом он отправляется в Париж… Его мечта сбывается, он покупает себе мастерскую…

Там он теряет голову от прелестной блондинки...

Да, и когда его подруга присоединяется к нему, она мстит, и он ищет тех, кто мог бы надругаться над белой девушкой. Это экшн-фильм.

Вы хотели бы стать французским Фредом Уильямсоном? Как мне кажется, у вас есть все его навыки.

Почему бы и нет, раз у меня есть такая возможность! (смеётся)

Вы смотрели фильмы Джима Брауна или Фреда Уильямсона? Как думаете, возможно ли когда-нибудь будет снимать такое здесь?

Думаю, что возможно, но это потребует больших ресурсов и средств, как у американцев.

Ну да, во Франции мы предпочтём снять постельную сцену в спальне, а не сталкивать машину с моста, потому что это слишком дорого.

Очень дорого!

Но в «Святом головорезе» есть действие и даже стрельба в конце...

Действительно. Он снимался в Африке, в Париже и в Довиле, в нём не так много трюков, но всё же действия там достаточно.

С какими проблемами вы сталкиваетесь, когда хотите выпустить свои фильмы во Франции?

В основном с теми же, что есть у всех, когда нет значимой звезды. Нужно найти надёжную дистрибьюторскую сеть, а это зависит от фильма, и вы должны признать, что у фильма, снятого цветным человеком, есть свои проблемы: у него не будет большой аудитории.

Но эти американские фильмы получаются довольно хорошими...

В Париже африканские фильмы показывают лишь в нескольких кинотеатрах, и даже картины Джима Брауна прокатывают только Hollywood и Gaité Rochechouart и никто более.

Да, есть специализированные кинотеатры. Тогда каковы ваши проекты? Вы продолжаете сниматься в музыкальных боевиках?

Да, и не только, по возможности. Я действительно предпочитаю боевики.

Когда вы работаете над фильмом, думаете ли вы о конкретной аудитории – цветных или белых?

Я снимаю для тех и других. Это всё как в реальной жизни, интересны их отношения. В моих фильмах вы найдёте людей обеих рас, а не только лишь цветных. Я привозил белых актёров в Камерун.

Вы ещё намерены снимать эротическое кино?

Нет. Недавно, когда я снимал собственный фильм, то получил два таких предложения. Но меня это больше не интересует. Какие вообще фильмы с рейтингом Х могут быть в наши дни? Полнометражная лента, которая снимается за 1-2 дня! Это просто ничто. Раньше, например на «69 позиций», уходило три недели. Но теперь всё делается очень быстро. И этот фильм даже не имел Х-рейтинга, он был снят не таким, а софтовым.

Вы сделали всё, что могли, и вам удалось это: вывести подобные фильм из Х-гетто?

Да, я добился этого, но больше мне не хочется этого делать. У меня есть другой, мой собственный путь, по которому я должен идти.

Вы будете снимать хорошее традиционное мягкое кино вроде «Святого головореза»?

Совершенно верно.

Такое же, как и итальянское, где есть простой и эффективный эротизм актрис вроде Эдвидж Фенек или Глории Гвиды...

Вроде того, но более серьёзное, чем эти комедии. Вы можете это увидеть даже в великих американских фильмах. Что плохого в том, что в фильме появляется голая девушка, если это не заходит слишком далеко?

Похоже, сейчас есть черта, которую вы не намерены переступать, даже если вам сделают заманчивое предложение?

АБ (улыбается): Нет, не в этот раз.

Что насчёт вашего следующего фильма? У вас есть какой-то проект?

Я работаю над этим и надеюсь реализовать его в течение одного или нескольких лет. Он довольно большой и для его воплощения в жизнь требуется много времени.

Если говорить прямо, вы отбили деньги за свои последние фильмы?

Большую часть.

«Святой головорез» был показан на кинорынке Каннского фестиваля. Вам удалось его хорошо продать?

Да, реакция на него была положительной. Но есть одна проблема: фильм должен быть дублирован на английский. Мы хотим распространять его в США, но нам нужна английская версия.

Давайте вернёмся к вашему первому фильму – «Парни, полицейские, проститутки». В нём есть немного насилия: один парень тушит сигарету о лицо девушки, а герой Жака Марбёфа подвергается кастрации.

Ну, я сделал как в американских фильмах, хотя мои картины полностью вымышленные. Может быть, когда-нибудь я адаптирую некоторые работы, но до сих пор я придумывал всё сам.

Вам хотелось бы экранизировать детективный роман?

Да, если я смогу найти что-то интересное и автор согласится. Если это что-то стоящее, то всегда можно найти звёзд, готовых принять участие в съёмках.

Кто-то считает, что французскому кинематографу не хватает хороших историй. У нас есть звёзды, но часто плохие сюжеты. С какими известными актёрами вам хотелось бы поработать?

С Мишелем Пикколи, Ив Монтаном. И ещё Жераром Депардье.

А из актрис?

Кэрол Лор. Я связывался с ней по поводу «Святого головореза», но это было не тем, чем она хотела заниматься в то время. Ещё мне интересна Миу-Миу и певица Джейн Мэнсон.

А из заграничных актрис? Хотелось бы вам сняться в боевике с Пэм Гриер? Это могло бы быть настоящей бомбой.

Да, я хотел бы. Из цветных актёров я бы пригласил Сиднея Пуатье, но я не знаю, чем он сейчас занимается. Джим Браун и Джим Келли тоже меня интересуют.

Самое время показать, что отличный боевик можно снять и во Франции. В данное время Анри Верней – единственный, кто может это сделать.

Совершенно верно.

Даже мелкому производителю стоит это попробовать. Преобладает рутина. Давайте расслабимся и возьмём для примера фильмы с рейтингом Х.

Верно, так легче заставить себя двигаться дальше. В ХХХ нет никакого труда.

Что вы думаете о режиссёре, который снимает 12 порнофильмов в год?

Что он настоящий чемпион (смеётся). Он просто зарабатывает деньги – вот и всё. Я думаю, что такие фильмы во Франции снимать проще всего, на это нужно пару дней. Не надо ломать голову, всё равно хардкор это всегда одно и то же.

С одними и теми же актёрами. Как вы думаете, этим режиссёрам на самом деле нравится порно?

Кто-то делает это потому, что не может по-другому, кто-то делает это ради денег, а кто-то может делать такое и по убеждениям.

Но вы считаете, что от этого надо уходить, не так ли?

Если вы хотите добиться успеха в кино, то да. Начало всегда трудное, но из этого надо выбираться, если у вас есть способности. Не каждому дано снимать какие-либо фильмы – военные, каратэ или боевики. Режиссёр, способный снять фильм о любви, не смог бы снять фильм с драками, даже будь у него деньги. Для этого нужен специальный режиссёр.

Но как насчёт вас?

Я люблю боевики, но также люблю и фильмы с романтикой, которые не мягкие и не жёсткие. Честно говоря, я бы не хотел снимать военный фильм, я не готов к этому из-за недостатка информации. В то же время я легко отношусь к детективам и боевикам.

Вам по душе фильмы с музыкой, романтикой и действием...

Именно.

Какой ваш любимый фильм из ваших собственных?

Последний, «Святой головорез», на съёмки которого ушло 8 или 9 недель.

А что насчёт предыдущих картин?

На них тратилось не менее 3 недель.

Хорошо ли распространялись ваши короткометражки?

Да, за исключением «Ярость в кулаке» (Fureur au poing, 1972), который был 16-миллиметровой плёнкой и должен был быть больше.

О чём он был?

Это мой самый первый фильм, боевик о гангстерах. Я снял его по окончанию школы Французской независимой киноакадемии, где изучал актёрское мастерство и режиссуру.

На самом деле? Не так много актёров и режиссёров прошли такую подготовку!

Да (смеётся).

Когда вы прибыли во Францию?

В 1966 году.

Вы часто возвращаетесь в Камерун?

Очень часто, каждые 3 месяца. И готов отправиться туда прямо сейчас.

Ностальгия по дому?

О да! И для того, чтобы мои фильмы шли там очень-очень хорошо! Не только в Камеруне, но и во всей Африке.

В некотором смысле, вы предпочитаете, чтобы ваши фильмы имели больший успех в Африке, нежели во Франции?

Нет, но я бы хотел лучшей дистрибуции во Франции. Я знаю, что некоторые европейцы хотели бы посмотреть фильмы, снятые цветными людьми, но они не могут из-за отсутствия подходящих кинотеатров. Многие просто не пойдут в отдалённые кинозалы, которыми управляют мигранты. Но мне известно, что есть белые европейцы со спросом на африканские или снятые цветными картины.

Дистрибьюторы считают, что такие фильмы могут заинтересовать лишь цветную аудиторию?

Совершенно верно. По их словам, цветные снимают фильмы только для цветных. Более того, они считают, что «Чёрная любовь» и «Парни, полицейские, проститутки» были приняты хорошо потому, что я был единственным цветным актёром в этих фильмах. 4, 5 или 6 было бы слишком много!

Итак, африканские фильмы схожи с арабским: их показывают в очень немногих кинотеатрах...

Да, они предназначены для показа в нескольких залах.

Разновидность расизма?

Я бы сказал так. Давайте я приведу пример: довольно часто фильмы, которые распространяет Gaumont, собирают 200-300 зрителей в неделю, мои же собирают не менее 3000 в кинотеатре Hollywood. Почему Gaumont никогда не распространяет мои ленты? Они никогда не дают мне ни единого шанса. Все эти европейцы могли бы смотреть мои фильмы в своих кинотеатрах. Но поскольку их показывают лишь в этих отдалённых маленьких залах... это вполне нормально, я ставлю себя на их место: им просто не хочется идти туда.

Это похоже на депортацию... (долгое молчание). До сих пор вы были режиссёром и главным актёром в своих собственных фильмах. А что если бы вам предложили сняться в чужой картине?

Почему бы и нет? Это будет зависеть от тематики. Кстати, у меня есть три проекта для других режиссёров, которые обратились ко мне с просьбой... никакой эротики, речь о боевиках.

До сих пор вы снимались в основном в эротических комедиях, например, «Годфингер, или некоторые кошечки не любят слабаков» (Godefinger ou certaines chattes n'aiment pas le mou, 1975), «Радостные мужчины» (Les Hommes de joie, 1973). Что вам запомнилось больше всего как актёру?

ТВ-фильм «Секреты Красного моря» (Les Secrets de la Mer Rouge). Как актёру мне нравится всё, что движется.

Источник:
Беседовал Тьерри Оллив ( Ciné Eros Star n°3, Oct/Nov/December 1980)
Подготовил и прислал: Almost Human.
Материал опубликован: 16 апреля 2023 года